Линки доступности

Опасна ли работа журналиста в странах бывшего СССР?


По оценкам Международного союза журналистов сегодняшняя Россия относится к тем странам, где работа журналистов сопряжена с наибольшей опасностью. Этой проблеме и была посвящена дискуссия, состоявшаяся 23 июля в вашингтонском Международном пресс-клубе.

Одним из последних событий, свидетельствующих о растущем драматизме ситуации, стало недавнее похищение и убийство чеченской журналистки и правозащитницы Натальи Эстемировой. Тело убитой было вывезено в соседнюю Ингушетию. По словам сотрудницы Московского центра Карнеги Маши Липман подобные события становятся все более обыденным явлением.

«В этом году имело место убийство адвоката-правозащитника и молодой журналистки. Дело было в Москве, среди бела дня. Они были убиты одновременно, когда вышли из здания, где проходила пресс-конференция. В большинстве случаев это заказные убийства. Если журналист задевает интересы бизнесменов, политиков, банкиров, он сильно рискует. Чаще всего счеты с соперником сводят, прибегая к услугам наемного убийцы. Причем многие из них хорошо знают, что им удастся уйти от ответственности. Очень редко бывает, что преступника находят, судят и выносят ему приговор», – рассказывает Маша Липман.

По словам журналистки многие правозащитники возлагают ответственность за убийство Натальи Эстемировой на власти Чеченской республики.

«Первым в этом ряду называют президента Чечни, которому кремлевское руководство доверило поддерживать мир и порядок в неспокойной республике, – констатирует Маша Липман. – Нестабильность и опасности характерны для всего северокавказского региона. Убивают, впрочем, и в центре Москвы. Особую известность получило убийство известной журналистки Анны Политковской, застреленной у входа в собственный дом».

По мнению Маши Липман власти на Северном Кавказе порой не делают различия между заботой о безопасности региона и недопущением критики в свой адрес.

«Они так стремятся избежать какой бы то ни было отчетности и ответственности, что это превращается для них в главную задачу, более важную, чем безопасность населения или независимость судебной системы, – отмечает московская журналистка. – Ни один суд в России не вынесет решения, противоречащего воле правительства. Исполнители заказных убийств могут действовать, не опасаясь за последствия».

Впрочем, подобный подход характерен и для всей Российской Федерации, равно как и для большей части постсоветского пространства, считает специалист по проблемам Евразии Пол Гобл.

«Те, кто находится у власти, не придерживаются принципа свободы печати, – подчеркивает политолог. – По их убеждению, дело прессы – обслуживать власть. Журналисты, стремящиеся выполнять свой журналистский долг – освещать события честно, свободно и объективно – многим рискуют. Они могут потерять работу, квартиру; их могут избить, а то и убить. Телевидение – важнейшее из СМИ – находится в собственности государства и полностью им контролируется. Кроме того, телевидение изображает журналистов, попавших в беду, так, словно они сами являются виновниками происшедшего».

Что же касается северокавказского региона, то там, по мнению Пола Гобла, назревает настоящая буря. «Здесь растет недовольство, имеющее этнические и религиозные корни, обостряются территориальные конфликты и борьба за власть. Между тем, центральное правительство обнаруживает полную некомпетентность. Каждую возникающую проблему оно стремится решить с помощью грубой силы», – констатирует аналитик.

По словам кыргызского журналиста Алишера Хамидова в Центральной Азии сотрудники СМИ находятся в похожей ситуации. «Одна из основных проблем – доступ к информации, – подчеркивает журналист. – Многие чиновники, да и простые люди, не доверяют журналистам. И в Кыргызстане, и в других странах Центральной Азии журналисты становятся порой жертвами физической расправы, потому что их репортажи не пришлись по вкусу некоторым личностям. Многие местные СМИ мало платят журналистам, и обеспечить высокое качество журналистики становится все труднее. Для того, чтобы сделать репортаж с места событий, нужны деньги. Поэтому проблема коррупции весьма актуальна для некоторых журналистов в Кыргызстане», – отмечает Алишер Хамидов.

Быть независимым журналистом, заниматься журналистскими расследованиями, писать о выборах или о злоупотреблениях в сегодняшней Центральной Азии – значит подвергать себя серьезной опасности, констатирует он.

«Независимый журналист и сотрудник государственных СМИ находятся в разном положении, – подчеркивает Хамидов. – В Кыргызстане независимые журналисты подвергаются все большему давлению. Несомненно, что нынешнее правительство повернуло вспять процесс демократизации, и мы, журналисты, ощущаем давление. Журналисты вынуждены прибегать к самоцензуре. Они избегают писать о подобных проблемах – ведь это значит подвергать себя различного рода риску. Всего несколько дней назад одного журналиста убили. Его избил сотрудник полиции, и через несколько дней он скончался от полученных ран».

Порой, однако, и на постсоветском пространстве убийцам журналистов не удается уйти от ответственности. В Киеве на этой неделе был задержан бывший высокопоставленный сотрудник МВД по подозрению в организации похищения и убийства Георгия Гонгадзе. Как утверждается, бывший офицер собственноручно задушил свою жертву.

XS
SM
MD
LG