Линки доступности

Дело журналиста Афанасьева


19 августа, спустя два дня с момента аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, прокуратура города Абакана возбудила уголовное дело в отношении главного редактора интернет-журнала «Новый фокус» Михаила Афанасьева по 3 части статьи 129 Уголовного кодекса России «Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого преступления».

Афанасьев обвиняется в распространении заведомо ложных сведений об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, порочащих честь и достоинство и подрывающих деловую репутацию руководства Республики Хакассия и СШ ГЭС. Сам журналист заявил, что прокуратура «посчитала клеветой информацию о том, что в затопленном машинном зале находятся люди, которые стучат по металлическим конструкциям и просят их спасти».

Русская служба «Голоса Америки» обратилась за комментарием в прокуратуру Абакана. На письменные и устные запросы редакции ответа не последовало.

«Голос Америки» обратился за комментарием в Комитет по защите журналистов (КЗЖ) – международную неправительственную организацию со штаб-квартирой в Нью-Йорке, партнеру Организации Объединенных Наций в отстаивании идеалов свободы прессы.

Представитель КЗЖ Музаффар Сулейманов заявил следующее: «Комитет по защите журналистов глубоко шокирован действиями хакасской прокуратуры, так как в действиях Михаила Афанасьева нет абсолютно никакого преступления. Все, что он делал – занимался журналистской деятельностью. Его коллеги собирали информацию на месте трагедии, а он ее выдавал в интернет. Возбуждение уголовного дела в отношении Афанасьева абсолютно абсурдно. Хакасские власти должны прекратить преследование Афанасьева и его коллег и вернуть ему его аппаратуру – то есть его компьютер – и разрешить ему продолжать заниматься журналистской деятельностью».

На интернет-странице Радио ООН представитель Комитета по защите журналистов выразил надежду, «что центральные власти, именно федеральные власти в Москве, все-таки прислушаются к мнению не только внутри страны, но и из-за рубежа, и каким-то образом повлияют на хакасские власти и не дадут осудить журналиста за то, что он просто выполнял свою профессиональную деятельность».

Сулейманов подчеркнул, что Афанасьев к ним не обращался, за выяснением обстоятельств возбуждения уголовного дела против журналиста к Афанасьеву обратились сами представители КЗЖ.

В свою очередь, директор Центра экстремальной журналистики в Москве Олег Панфилов прокомментировал ситуацию следующим образом:

«Об этом деле следует говорить с точки зрения нарушения практически всех законов, которые регламентируют деятельность средств информации и свободу слова, начиная с 29-й статьи Конституции Российской Федерации и закона о средствах массовой информации, в том числе правительственных постановлений, которые говорят о свободе распространения информации государственных органов. Власть хочет переложить ответственность на журналистов за свою работу, за свое молчание, за то, что они не информируют население о происходящем в стране. Мне кажется, что возбуждение уголовного дела – реакция на то, что происходит в России последние несколько месяцев – многочисленные теракты, многочисленные катастрофы, гибель людей. По всей видимости, никакого другого выхода для себя власть не видит, кроме того, чтобы обвинять во всем журналистов».

За последние шесть лет в России, по данным Центра экстремальной журналистики, в отношении журналистов и авторов публикаций было возбуждено более 300 уголовных дел, в среднем по 45-50 в год. Основные статьи Уголовного кодекса, наказывающие журналистов – за «клевету» (статья 129 УК РФ), «оскорбление» (статья 130 УК РФ) и «оскорбление представителя власти» (статья 319 УК РФ).

Если Михаила Афанасьева признают виновным, ему грозит до трех лет тюремного заключения.

XS
SM
MD
LG