Линки доступности

Суд над Иваном Демьянюком


Суд над Иваном Демьянюком – бывшим охранником нацистского лагеря смерти Собибор – был отложен до начала февраля. Восьмидесятидевятилетний старик, еще недавно работавший в автомастерской, Демьянюк обвиняется в причастности к уничтожению 27 900 человек. Сам Демьянюк настаивает на своей невиновности.

На днях суд заслушал показания двух свидетелей. В 1943 году они были подростками. Нацисты депортировали их в Собибор – один из лагерей смерти, созданных ими на территории Польши. Ни один из свидетелей так и не мог вспомнить, действительно ли он видел Демьянюка. Однако оба рассказали суду о зверствах украинских охранников, служивших в Собиборе.

Сегодня Томасу Блатту 82 года. Выступал он по-немецки, вставляя подчас английские слова. Спустя десятилетия после войны он рассказал участникам судебного заседания о том, как он попал в лагерь смерти, и о том, чему он стал свидетелем. По окончании заседания Томас Блатт рассказал корреспонденту «Голоса Америки» о том, что ему довелось пережить.

«Я прибыл в Собибор 28 апреля, – рассказывает Томас Блатт. – Я был одним из последних 200 евреев из небольшого польского городка Избицы. И вот грузовик, в кузове которого нас везли, подъехал к газовой камере. В живых оставили лишь нескольких человек, которых отобрали для работы. Одним из этих счастливчиков был я. В Собиборе я находился шесть месяцев. А потом мы перебили охранников и совершили побег».

Тогда Блатту было всего пятнадцать лет. В лагере его заставляли стричь женщин, которых отправляли в газовые камеры. Другой его обязанностью была сортировка драгоценностей, снятых с убитых евреев. Работал он и в лесу, собирая дрова, которыми затем топили печи для сжигания трупов. Блатт рассказал судьям о постоянном страхе, в котором жили заключенные. По его словам, украинские охранники (узники называли их «травниками» – по названию лагеря, в котором будущий персонал Собибор» проходил тренировку) были гораздо более жестокими, чем их немецкое начальство. И сегодня Ивана Демьянюка обвиняют в том, что он был одним из них.

«Многие люди смотрят на Демьянюка с печалью в глазах: больной старик, почему не отпустить его с миром? Но я, – продолжает Томас Блатт, – я-то вижу другое. Я вижу дело его рук. Я вижу, как он пытал людей. И если судья докажет, что он был в Собиборе в то же время, что и я, то для меня этот человек станет убийцей», – сказал свидетель.

Сегодняшний житель Санта-Барбары, Томас Блатт был одним из немногих заключенных, которым удалось бежать из лагеря во время восстания осенью 1943 года. Тем, кто потерял в Собиборе своих близких, было нелегко слушать показания свидетелей.

Мартин Хаас приехал из Сан-Диего. Он – истец, выступающий от имени матери, брата, сестры и многих других родственников, уничтоженных в Собиборе. В те годы его приютила голландская семья, и ему удалось спастись. По словам Мартина Хааса, Томас Блатт и другие узники Собибора, восставшие против своих палачей, вызывают у него восхищение.

«Я просто горжусь ими, – говорит Хаас о бывших узниках Собибора. – Они находились в нечеловеческих условиях. Это просто невозможно себе представить, сидя в чистой комнате рядом с судьями и адвокатами. В данном случае сказать: «страшно» значит не сказать ничего. А эти люди восстали против машины террора. Это просто герои, раз среди таких ужасов и убийств они решились совершить побег».

84-летний Филипп Бялович – еще один свидетель, переживший ужасы Собибора. Он и его брат были вынуждены работать в лагере, а всех остальных членов семьи сожгли в газовой камере. Новое выступление Бяловича в суде назначено на вторник 26 января.

Читайте также

XS
SM
MD
LG