Линки доступности

«Джихад против джихада» или «вечно живая Аль-Каида»


«Джихад против джихада» или «вечно живая Аль-Каида»
«Джихад против джихада» или «вечно живая Аль-Каида»

Робин Райт (Robin Wright) считает, что исламский мир вступает в новую фазу своего возрождения – фазу «джихада против джихада», когда идея священной войны трансформируется из борьбы с внешним миром в борьбу внутреннюю - работу души.

Роджер Харди (Roger Hardy) согласен с утверждением об ослаблении «Аль-Каиды» как организации, но уверен, что «Аль-Каида» как идея переживет не одно поколение, так как ее послание о «защите угнетенной уммы(глобального мусульманского сообщества) от агрессивного Запада» остается привлекательным для большинства мусульман в мире.

Экcперты представили анализ и рекомендации в вашингтонском Центре Вудро Вильсона (Woodrow Wilson International Center for Scholars). Выводы и утверждения в представленных докладах во многом противоречивы и спорны.

Четвертая фаза исламского возрождения

Журналист Робин Райт прожила значительную часть своей жизни в арабских странах, где изучала традиции и ислам. Согласно концепции Райт, исламский мир в настоящее время находится в процессе перехода к четвертой фазе религиозного возрождения.

«В начале 1970-х ислам возродился как глобальная политическая сила. В 1980-е политический ислам ассоциировался исключительно с экстремизмом. 1990-е были периодом, когда исламские партии, включая Хезболла и ХАМАС легализовались в выборном процессе, претендуя на позиции в парламенте. И четвертая фаза – мир после терактов 11 сентября – фаза “мягкой революции” в исламском мире», - объяснила Райт свою идею фаз возрождения.

Эксперт подчеркнула несколько особенностей арабского мира, способствующих возможной стремительной смене политического ландшафта на Ближнем Востоке.

Среди этих факторов, главный, по мнению Райт, - демография. 100 миллион людей – треть всего арабского мира – молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет. Безработица среди молодежи в арабских странах самая высокая, по сравнению со всеми другими странами мира. Вместе с тем, сегодняшняя молодежь - это первое высокообразованное поколение с амбициозными планами и большими ожиданиями.

Эксперт считает показательным то, что ожидания молодежи связаны с государством, а не с богом. Опросы общественного мнения, проведенные в начале февраля в Каире и Александрии, показали, что только один процент египтян хотели бы иметь президентом представителя организации «Братья - мусульмане». Эта организация никогда не имела больше 20 процентов поддержки среди населения Египта.

Райт выразила сожаление в связи с тем, что молодежь недостаточно вовлечена в процесс переговоров, начавшихся в Египте, что, по ее мнению, является серьезной ошибкой.

«Спустя десятилетие после терактов 11 сентября в Америке, исламский мир на пороге вступления в новую фазу своего возрождения, я бы назвала это фазой пост-джихада, или мягкой революции, потому что это движение часто представлено противоречивыми тенденциями», - сказала Робин Райт.

Эта фаза, по оценкам эксперта, более мусульманская, но очевидно анти-джихадистская. Внешне арабский мир стал более мусульманским, чем за время предыдущих фаз. Хиджаб сегодня одевают больше женщин, чем когда либо раньше. Вместе с тем, подчеркнула Райт, даже эти внешние, личностные проявления веры все больше приобретают современные черты. Сегодняшний стиль мусульманки – это уже не черный хиджаб, а разноцветные модные платки.

Примером модернизации, по мнению Райт, стала арабская книга комиксов под названием «99». Каждый из героев этой книги олицетворяет один из 99-ти столпов ислама, прописанных в Коране. Эти мусульманские супер-герои противостят Усаме бин Ладену и другим экстремистам, отстаивая исламские ценности.

Хип-хоп в современном исламском мире – часть «мягкой» революции. Рэп стал голосом нового поколения мусульман, так же как рок-энд-рол был голосом молодых в США в 50-60-е годы.

Герои «мягкой» революции – комедианты, ведущие телешоу, в которых они пародируют и высмеивают террористов и разрушают стереотип о мусульманах-экстремистах.

Большой популярностью в Каире пользуется новая пьеса-вестерн под названием «Джихад Джонс и дети Калашникова» - пародия на экстремистов.

Фильм «Джихад ради любви» известен во всем мусульманском мире – от Египта до Ирана. Это рассказ о борьбе с самим собой за право оставаться мусульманином.

Исламские философы и ученые играют огромную роль в «мягкой» революции. В течение четырех последних лет группа авторитетных исламских ученых тщательно изучала и сортировала хадисы (высказывания и поступки пророка). Задача исследования – определить какие из них достоверны, а какие были добавлены уже после смерти пророка, часто спустя столетия. В результате ученые планируют опровергнуть достоверность около 10 процентов хадисов, определявших жизнь мусульман в течение 14 веков после пророка.

«Культура стала одной из наиважнейших аспектов «мягкой» революции. Аудитория, создаваемая артистами, гораздо шире, чем та, которую может охватить любая фетва (наказ) любого экстремиста», - заключает Робин Райт.

Главное послание ислама сегодня - более ясная и «личная» концепция джихада. Джихад сегодня – это не война и насилие, а ежедневная работа с собственной душой, считает она.

Робин Райт предсказывает, что в следующие 10 лет мир станет демографически больше мусульманским и более исламским в его внешнем выражении, но не станет более исламистским и воинственным. Ислам станет столпом, к которому люди будут приходить в поисках собственной индивидуальности.

«Торнадо «мягкой» революции пройдет повсеместно. Мусульманский мир войдет в новую фазу – фазу джихада против джихада», - полагает Райт.

В условиях трансформации исламского мира вызовом для США и стран Запада, по мнению Робин Райт, останется собственная способность или неспособность Запада принять внешние атрибуты ислама и не путать веру с экстремизмом.

Анатомия ошибок

Автор книги «Мусульманская революция: путешествие в политический ислам», бывший обозреватель Би Би Си на Ближнем Востоке Роджер Харди назвал свой доклад «История унижения: привлекательность посланий «Аль-Каиды».

Харди убежден, что в корне проблем Запада с исламским миром лежат совершенные и совершаемые Западом ошибки.

«Люди, управляющие Западом, уже десять лет пытаются выполнить две взаимоисключающие задачи: уничтожить мусульман, которые нам угрожают, не вызвав при этом отчуждения мусульман, которые нам не угрожают. Десять лет мы делаем это неправильно», -отмечает специалист.

Одна из главных ошибок, как полагает Роджер Харди, недооценка методов публичной дипломатии. При этом эксперт указал на различие в определениях дипломатии и публичной дипломатии.

«Задача дипломатии – влияние на правительства других стран. Когда влияние пытаются оказать на общественное мнение, это называется публичная дипломатия или пропаганда. Во времена холодной войны этим занимался специальный департамент. Сейчас большинство дипломатов не понимают и не придают значения пропаганде», - отметил Харди.

Он считает, что недостаточность финансирования и штатов превращает Госдепартамент США в «инвалида в области публичной дипломатии». Что возводит Министерство обороны «в роль главного игрока в этой пьесе, просто потому что у них достаточно денег на ведение войн».

«Происходит непропорциональное распределении денег. И в конечном итоге, это приводит к одному провалу за другим. А каждый провал только усиливает позиции Аль-Каиды», - сказал эксперт.

Харди отметил, что считает преждевременными: «модные утверждения о том, что «Аль-Каиду» проиграла войну идей.

Послание «Аль-Каиды» остается сильным и простым, как полагает Харди, потому что это - история о западной агрессии и унижении мусульман.

«Каждая военная операция США на Ближнем Востоке подкрепляет эту историю. Афганистан, Ирак, Гуантанамо и Абу Грейб только подлили масла в огонь», - заключает Роджер Харди.

Ислам, исламизм и бин-ладенизм

По убеждению Харди, США до сих пор не пришли к пониманию своего врага и мира, в котором этот враг живет.

«Нам нужно понять ислам, исламизм и бин-ладенизм. Это не коммунизм, не фашизм, и это - не третья мировая война. Исламизм – новая форма анти-империализма», - считает Харди.

По мнению эксперта, вначале врагом исламизма были колониальные страны Европы, сейчас враг исламизма – Америка, ставшая глобальным символом империализма.

«Америка глубоко скомпрометирована крепкими связями с большинством коррумпированных авторитарных режимов на Ближнем Востоке, связями, нужными разным слоям в стране для разного рода интересов. Но провалы этих режимов автоматически становятся провалами Америки. И все эти неудачи усугубляются полным отсутствием публичной дипломатии», - сказал Роджер Харди.

Эксперт отметил, что согласен с утверждениями о значительном ослаблении «Аль-Каиды» как организации. Однако, по его мнению, «Аль-Каида» как идея не утрачивает свое влияние и привлекательность для мусульман мира, «абсолютное большинство которых, если не активно, то пассивно поддерживают эту идею». По словам Роджера Харди, «Аль-Каида»-идея, переживет «Аль-Каиду»-организацию на много десятков лет, так как главный постулат движения – «защита уммы от агрессивного и аморального Запада», - остается актуальным для мусульманского мира, благодаря ошибкам самого Запада, которыми умело пользуются экстремисты.

Перейти в рубрику «В мире»

  • 16x9 Image

    Фатима Тлисовa

    В журналистике с 1995 года. До прихода на «Голос Америки» в 2010 году работала собкором по Северному Кавказу в агентстве «Ассошиэйтед пресс», в «Общей газете» и в «Новой газете». С января 2016 г. работает в составе команды отдела Extremism Watch Desk "Голоса Америки"

XS
SM
MD
LG