Линки доступности

Год назад российские власти объявили Свидетелей Иеговы экстремистами


Гонения властей на верующих привели к всплеску религиозной нетерпимости в России

МОСКВА – В РФ после решения Верховного суда о ликвидации и запрете деятельности «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России» начались массовые гонения на верующих, причем эта тенденция неуклонно возрастает, считает представитель «Европейской ассоциации Свидетелей Иеговы» Ярослав Сивульский. По его свидетельству, последователи религии в России подвергают арестам и различного рода дискриминации, у организации в массовом порядке конфискуются объекты недвижимости.

Об этом, равно как и о других притеснениях, Ярослав Сивульский рассказал в интервью Русской службе «Голоса Америки».

Виктор Владимиров: 20 апреля исполняется год, как по решению Верховного суда РФ Свидетели Иеговы признаны в России экстремистской организацией. Как изменилось положение верующих за этот срок?

Ярослав Сивульский: После решения Верховного суда в стране произошел всплеск религиозной нетерпимости. За период между 15 марта 2017 и 1 апреля 2018 года в «Европейскую ассоциацию Свидетелей Иеговы» поступила информация, причем далеко не полная, приблизительно о 250 нарушениях прав верующих, включая нападения, вандализм, различного рода дискриминацию, увольнения и тому подобное. Лидерами по числу инцидентов стали Краснодарский край (8 % от общего числа инцидентов по стране), Крым (5,3 %), Ростовская обл. (4,9 %), Московская обл. (4 %), Свердловская обл. (4 %), Алтайский край (3,6 %), Воронежская обл. (3,6 %), Красноярский край (3,6 %), Татарстан (3,1 %), Москва (2,7 %).

К примеру, известно о 27 случаях вандализма. Чаще всего это нанесение оскорбительных надписей, порча зданий, где проживают верующие или где раньше проводились богослужения. В 7 случаях нанесен значительный ущерб. 13 граждан сообщили о том, что после решения Верховного суда были уволены или вынуждены уволиться по собственному желанию из-за своих религиозных убеждений.

В.В.: То есть, все идет по нарастающей?

Я.С.: Да. Причем это иногда выливается в совершенно нелепые примеры дискриминации. Так, восьми Свидетелям Иеговы призывного возраста работники военкоматов разных регионов сообщили, что им больше не предоставляется альтернативная служба по убеждениям, и они как приверженцы «экстремистского движения» должны теперь служить с оружием в руках! Очевидно, должностные лица сами не верят в «экстремизм» Свидетелей Иеговы.

Уже конфисковано 17 объектов недвижимости. Из них 10 в Санкт-Петербурге, 4 в Ленинградской области. Кроме того, начаты судебные процессы по захвату еще 52 объектов недвижимости (в основном, речь идет о молельных домах), из которых 14 принадлежат физлицам, а 38 — иностранным религиозным организациям. Это происходит в 18 субъектах РФ.

В.В.: Есть ли официально подтвержденные мотивы, по которым Свидетелей Иеговы называют экстремистами?

Я.С.: Включение книг Свидетелей Иеговы в Федеральный список экстремистских материалов — единственный повод для всех обвинений в экстремизме, выдвигаемых в России против последователей нашей религии. Это первооснова, на которой строились все остальные обвинения, вплоть до полного запрета и конфискации имущества.

Никаких других «экстремистских» обвинений не выдвигалось. Причем, до решения Верховного суда по всей стране наблюдалась эпидемия подбросов Свидетелям Иеговы запрещенных материалов. Видимо, таким образом готовилась почва для открытия гонений на верующих.

В.В.: Как вы расцениваете претензии властей на вашу собственность?

Я.С.: Богослужебные здания Свидетелей Иеговы не были получены в дар от государства. Все они приобретались верующими в течение последних лет на коммерческих основаниях, возводились силами верующих, на их добровольные пожертвования, без господдержки, практически всегда вопреки чиновничьему противодействию. Поэтому верующие испытывают острое чувство несправедливости.

В.В.: Какова судьба Денниса Кристенсена, признанного правозащитным центром «Мемориал» политзаключенным? Единственный ли он на сегодня заключенный из числа последователей Свидетелей Иеговы?

Я.С.: Кристенсен находится 11 месяцев под стражей, ему грозит до 10 лет лишения свободы. Он чувствует себя хорошо, каждый день получает письма поддержки от единоверцев, иногда – до нескольких десятков. При этом письма на иностранных языках к нему не пропускают, за исключением детских рисунков.

А совсем недавно, 10 апреля, в Уфе полиция взяла под стражу Анатолия Вилиткевича, обвинив его в организации деятельности экстремистской организации. Через два дня районный суд, постановил оставить Анатолия в предварительном заключении до 2 июня 2018 года. Ему также грозит до 10 лет лишения свободы. В других регионах России были возбуждены идентичные уголовные дела, например, в Кемерово и Белгороде. В отношении отдельных верующих избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.

В.В.: Что вы сейчас предпринимаете в плане восстановления своих законных прав, каковы тут перспективы?

Я.С.: В связи с решением Верховного суда России от 20 апреля 2017 года в Европейский суд по правам человека нами была подана соответствующая жалоба. 1 декабря 2017 года Европейский суд по правам человека признал жалобу Свидетелей Иеговы приемлемой, принял решение о ее рассмотрении в приоритетном порядке и предписал Российской Федерации в срок до 23 марта 2018 года представить свои объяснения.

Российской Федерации было предложено письменно пояснить международному суду: имело ли место в связи с данным решением суда нарушение статьи 11 Европейской конвенции, гарантирующей право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими?

Имело ли место нарушение статьи 9, гарантирующей право на свободу мысли, совести и религии, свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных обрядов?

Имело ли место нарушение статьи 14, которая запрещает дискриминацию и гарантирует равные права для всех, независимо от их религиозных убеждений или других признаков? Отдельно был вынесен вопрос, имело ли место — в связи с конфискацией имущества Управленческого центра — нарушение статьи 1 Протокола 1 к Европейской конвенции, которая гарантирует каждому физическому или юридическому лицу право на уважение к их собственности, предполагающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права?

23 марта 2018 года руководитель Аппарата Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека Андрей Федоров направил в Страсбургский суд замечания властей Российской Федерации по нашей жалобе. Хотя в целом авторы документа пытаются оправдать решение Верховного суда РФ о ликвидации и запрете деятельности

«Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России», официальный отзыв российских властей содержит утверждение, которое должно послужить предостережением всем силовым ведомствам России против незаконного преследования верующих. Так, параграф 91 упомянутого документа гласит: «Власти Российской Федерации подчеркивают, что решение Верховного Суда Российской Федерации (…) и определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (…) не дают оценки вероучения Свидетелей Иеговы, не содержат ограничения или запрета исповедовать индивидуально вышеуказанное учение».

А в другом параграфе отдельно поясняется, что упомянутое решение Верховного суда РФ не ограничивает конституционное право верующих граждан на объединение.

XS
SM
MD
LG