Линки доступности

Европейский суд и российские реалии


Омбудсмен Владимир Лукин направил в Президиум Верховного Суда РФ ходатайство о пересмотре вступившего в силу решения Ростовского областного суда по делу «О признании распространяемой организацией Свидетелей Иеговы (СИ) литературы экстремистской, о признании местной религиозной организации Свидетелей Иеговы- Таганрог экстремистской и о ее ликвидации». Свое обращение в высшую судебную инстанцию страны Лукин обосновал тем, что «защита свободы совести осуществляется уполномоченным по правам человека в Российской Федерации без деления на традиционные и нетрадиционные религии либо секты, а также без каких-либо преимуществ одних вероучений перед другими».

Данный факт, помимо всего прочего, интересен тем, что, по сути, представляет собой первую инициативу российских официальных структур на религиозно-правовом поле после вынесения 10 июня приговора Европейского суда по правам человека в пользу незаконно распущенной московской общины Свидетелей Иеговы («Голос Америки» уже сообщал об этом). «Больше мы пока не слышали и не знаем о каких-либо действиях властей в этом направлении, - сказал пресс-секретарь СИ России Григорий Мартынов, - И в остальном мы продолжаем сталкиваться с обысками, задержаниями, изъятием литературы и так далее. Последний такой случай днями произошел во Владикавказе».

Действительно, реакция в России на решение Евросуда, мягко говоря, неоднозначная. Изменится ли ситуация вообще и изменится ли она в лучшую или худшую сторону - вопрос спорный. Мнения на этот счет, как и в целом о последователях Иеговы, высказываются самые полярные.

Политолог, бывший вице-президента Института национальных стратегий Виктор Милитарев к решению Страсбургского ссуда по иеговистам относится резко отрицательно. Организация Свидетели Иеговы, которая на его взгляд, так же, как саентология и Аум Синреке, является тоталитарной сектой и «должна быть запрещена».

«То, что в Европе сейчас модно защищать Свидетелей Иеговы, находится в русле политики политкорректности защиты меньшинств, - полагает он. - Это то же самое, что парады радости гомосексуалистов, поддержка самой некультурной части иммиграции в странах Старого Света. Европа таким образом отказывается от своей культурной идентичности».

Милитарев сомневается, что России пойдет в направлении европейского единства: «Более того, тут мы присутствуем при так сказать русском национальном единстве. Здесь у власти с оппозицией практически нет разногласий. Любые соцопросы покажут, что большая часть нашего народа против как гей-парадов, так и против тоталитарных сект».

По его убеждению, права иеговистов в стране будут защищать «только весьма маргинальные и малочисленные либеральные и левые оппозиционеры, которые не представляют никакой политической силы». «Поэтому в этой ситуации, видимо, российская власть, опираясь на единство со своим народом, будет спокойно, флегматично игнорировать решения европейских инстанций», - резюмирует политолог.

Диаметрально противоположная позиция у профессора Российского государственного гуманитарного университета, главного редактора журнала «Религия и право» Анатолия Пчелинцева. Хотя он и согласен со своим заочным оппонентом в том, что российская сторона никогда «не спешит выполнять решения Страсбургского суда».

Суть немногочисленных публичных комментариев, появившихся на эту тему в отечественных СМИ, сводится к тому, что решение Европейского суда для нас не указ и не авторитет, считает он: «Мол, хотим - выполняем, хотим – нет, поскольку мы такие самостийные, забывая при этом, что мы взяли на себя серьезные международные обязательства, когда подписывали соответствующую Европейскую конвенцию. Тогда нам надо было оставаться на обочине».

На взгляд Пчелинцева, можно не разделять вероучения Свидетелей Иеговы, но если решение Евросуда в их отношении есть, его надо выполнять: «Все-таки Свидетели Иеговы, хотим мы того или нет, даже в советское время существовали, и Сталин ничего с ними не мог поделать. Он их ссылал, физически уничтожал. Но они, уйдя в подполье, выжили, и сейчас существуют более чем в двухстах странах».

В Европе у СИ проблем нет, замечает Анатолий Пчелинцев. Только в России они возникают: «Меня это, конечно, как гражданина России напрягает. Мне хочется, чтобы мы жили по единым правилам, по собственной Конституции, которую в конце концов надо уважать. Но в том, что решения Евросуда будут выполнено скоро и в полном объеме, очень большие сомнения».

Коснувшись упомянутого ходатайства Владимира Лукина, Пчелинцев заявил, что здесь он перед омбудсменом «снимает шляпу». По убеждению эксперта, Лукин - один из немногих, кто адекватно реагирует на ситуацию: «Это, безусловно, хороший знак для России в целом. Это - принципиальная гражданская позиция. Если таких людей, как Лукин, не будет, я не знаю, где мы вообще окажемся».

А к решению Верховного суда по Свидетелям Иеговы у Анатолия Пчелинцева, который присутствовал на проходивших по данному вопросу заседаниях как главный редактор журнала, «масса вопросов»: «С моей точки зрения, оно (решение – Ред.) не правовое. Суд, думаю, во всем разобрался. Но это было не его решение, а решение органов власти».

Рано или поздно, по убеждению Пчелинцева, все подобные судебные решения будут отменены. «Однако цена этого будет для России очень дорогой, - заключает он. – В том числе речь идет о потере нами в мировом сообществе авторитета, и без того невысокого. А главное - у нас нет четко выстроенной продуманной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений и прав человека».

XS
SM
MD
LG