Линки доступности

Весь этот джаз в Казахстане


Рустам Оспанов
Рустам Оспанов

Недавно в Алматы завершился Jazzystan, Второй музыкальный фестиваль, гостями которого стали музыканты из США, Японии, Великобритании и других стран.

Организатор необычного для Казахстана события, известный ди-джей Рустам Оспанов, собирается расширять географию и масштабы Jazzystan’a – выдуманной страны со своим гражданством, паспортами и визами. По словам организаторов фестиваля, людей, которые разбираются в джазе и становятся его почитателями, в Казахстане все прибавляется. В следующий раз казахстанские ценители джаза смогут насладиться игрой мировых профессионалов весной 2011 года.

Корреспондент «Голоса Америки» побеседовала с ди-джеем Рустамом Оспановым о росте популярности джаза в Казахстане и о многом другом.

Жамиля Айманбетова: Как долго вы готовили фестиваль и на что ориентировались?

Рустам Оспанов: На подготовку, как правило, уходит около 6 месяцев. Это очень важное время, и это самый сложный этап.

Однажды меня впечатлил масштаб таких фестивальных событий, как Montreux или North Sea Jazz. Я путешествовал, присматривался, знакомился с музыкантами, в итоге принял решение создать что-то особенное здесь у нас в Казахстане. Сейчас, когда я веду подготовку, меня восхищает масштабность фестиваля Java Jazz в Индонезии, в 2011 году он пройдет в марте. Список выступающих артистов очень впечатляет. Это событие значительно влияет на приток туристов эту страну и на имидж Индонезии в мире в целом. Меня радует тот факт, что на Земле есть люди, которые организуют такие грандиозные проекты. Ведь это действительно стоит немалых денег. В данном случае бюджет события составляет миллионы долларов. Я рад тому, что в мире есть такие люди, как Марк Цуккерберг, Уорен Баффет, Билл Гейтс. Люди, которые, наверное, понимают, что все мы на этой планете представляем собой одно целое.

Я много лет коллекционирую музыку, приобрел множество пластинок и других носителей, и поскольку новый материал прослушивается ежедневно, включая обзор мировых музыкальных магазинов, все это в совокупности позволяет мне доверять себе. Мне очень симпатичны музыканты, обладающие высоким уровнем сознания, профессионализма и таланта, мужеством оставаться верными себе. Их мышление достаточно глобально, и их опыт задает тон развитию музыкальной культуры. Все, что я хочу, – это стереть международные границы посредством музыки, донести какие-то ценности, используя при этом минимум слов, раскрыть светлые стороны музыки и всех, кто причастен к ее созданию.

Ж.А.: Что самое сложное в проведении джаз-фестиваля в Казахстане? Все-таки для нас, как для любой постсоветской страны, эта музыка пока не стала родной.

Р.О.: Стереотипы, в том числе и в восприятии музыки. Мне иногда приходится убеждать людей в том, что время для перемен существует всегда и не стоит бояться, следовать избитым стандартам. Кроме того, Jazzystan – это не только джаз, это фьюжн разных музыкальных стилей, таких, как босса-нова, соул, фанк, диско, хип-хоп и электронной музыки. Джаз лежит в основе всех этих направлений, и по духу он очень близок всем, кто ценит настоящую музыку.

Я надеюсь, что мне удастся привезти в Алматы бразильских музыкантов. Босса-нова, бразильский джаз – музыка более камерного формата, тут необходим другой зал. Однако если это Эрика Баду, Earth Wind & Fire или влюбившие в себя казахстанскую публику японцы Soil & “PIMP” Sessions, которых, к слову, мы приглашаем и в 2011, – то, согласитесь, формат проведения должен быть другим, потому что помимо красоты в музыке это еще и драйв. Здесь важен энергетический взаимообмен между публикой и музыкантами на сцене. Поэтому я стараюсь избегать какой-либо определенной рассадки в зале. Тут все равны.

Ж.А.: А готова ли казахстанская публика к такого рода фестивалям и нуждается ли в них?

Р.О.: Она всегда была готова к такого рода фестивалям. Не стоит недооценивать нашу публику. На мой взгляд, мы получаем то, во что верим, так же, как и то, чего боимся. Выбор мышления многое предопределяет. Возможно поэтому Jazzystan всегда собирает такое количество слушателей. Если в прошлом году мы собрали 1500 человек, то в 2010 за 3 дня фестиваля их было уже около 5 000 зрителей.

Ж.А.: Откуда у вас такая любовь к джазу?

Р.О.: Когда в жизни встречаешь человека, которого искренне любишь, редко задаешься вопросом, откуда возникает любовь. Ты просто любишь, и все. Настоящая любовь – безусловна, так и с музыкой. Сначала это были Antonio Carlos Jobim, Astrud Gilberto, Jorge Ben, затем Horace Silver, Miles Davis, John Coltrane, George Benson, Herbie Hancock. В общем, это стало некой отправной точкой и позволило глубже подойти ко всей остальной музыке.

Ж.А.: Если у вашего фестиваля некая миссия? И если да, как вы ее определяете?

Р.О.: Миссия фестиваля в том, чтобы задать позитивные тенденции развития культуры в целом. Все зависит от того, какой уровень мы демонстрируем, насколько профессионально мы подходим к тому, что делаем. Ведь нередки случаи, когда благими намерениями дорога устилается сами знаете куда. Мало быть просто хорошим человеком и желать чего-то. Важно хорошо знать и понимать то, что ты хочешь сделать и, наверное, самое главное – уметь брать на себя ответственность. Считаю, в наших силах создать все необходимые условия для роста. Я рассматриваю фестиваль не только как площадку для концертов, но и как базу для мастер-классов для одаренных студентов и музыкантов.

Новости культуры чиатйте здесь

XS
SM
MD
LG