Линки доступности

Флаги, мишени, карты и номера Джаспера Джонса


Джаспер Джонс в своей мастерской
Джаспер Джонс в своей мастерской

Выставка крупнейшего мастера поп-арта пройдет одновременно в Нью-Йорке и Филадельфии

«Джаспер Джонс. Разум/Зеркало» (Jasper Johns: Mind/Mirror) – так называется выставка, открывающаяся в среду, 29 сентября, в Музее американского искусства Уитни (Whitney Museum of American Art) на Вест-Сайде Манхэттена. Крайне необычно, что «зеркальный» вариант этой же выставки будет проходить параллельно в Художественном музее Филадельфии (Philadelphia Museum of Art, сокращенно PMA).

Рутина как искусство

В последний раз на Восточном побережье США выставка Джаспера Джонса проходила в Музее современного искусства (MoMA) в 1996 году. Тогда в нее было включено 225 работ, а сейчас – в два раза больше.

Джаспер Джонс считается одним из отцов-основателей американского поп-арта. Его радикальное искусство и сегодня не утратило своей провокативности. В этом смогут убедиться зрители, пришедшие на выставку. В двух музеях, Уитни и PMA, представлены в совокупности примерно пятьсот работ мастера, от легендарных ранних флагов, принесших ему мировую известность, до картин, скульптур, рисунков и графических листов, которые он создавал на протяжении нескольких десятилетий.

Музей Уитни
Музей Уитни

Такая сложная по концепции выставка потребовала от ее организаторов более пяти лет напряженной подготовки. Кураторами ее выступили от музея Уитни Скотт Роткопф (Scott Rothkopf), а от музея Филадельфии – Карлос Басуалдо (Carlos Basualdo).

Кураторы выставки Скотт Роткопф и Карлос Басуалдо
Кураторы выставки Скотт Роткопф и Карлос Басуалдо

«Эта выставка – своего рода подробнейший обзор творчества Джонса с 1954 года по сегодняшний день, – отметил, выступая перед журналистами, Скотт Роткопф. – Более 65 лет художник продолжает трудиться в своей мастерской почти каждый день. Когда Джонс начинал в середине 50-х, в американском изобразительном искусстве доминировал абстрактный экспрессионизм и такие его лидеры, как Джексон Поллок и Виллем де Кунинг. Многих тогда шокировало, что новичок своими темами выбирал рутинное, обыденное, такие предметы повседневной жизни, как флаги, мишени, географические карты. Это тогда вызвало скандал в артистических кругах. Позднее Джонс пришел к заключению, что важнее самого объекта наблюдения может быть только то, как этот объект трактован художником».

Сон о флаге

Джаспер Джонс родился в 1930 году в Джорджии и вырос в Южной Каролине. Его родители развелись, когда ему было два года. Он жил то с матерью, то с тетей, бабушкой и дедушкой. Поступил в колледж, но вскоре бросил учебу и отправился в Нью-Йорк, мечтая о профессии художника. Участвовал в войне в Корее. В 1954 году вернулся в Нью-Йорк, где познакомился с Робертом Раушенбергом, уже получившим известность. Они сблизились и жили одно время вместе, как семейная пара. Тогда Джонс и создал свое первое изображение флага, которое сейчас хранится в MoMA.

Именно в 50-60-е годы он стал рисовать флаги, мишени, географические карты, буквы и цифры. Его воображение вдохновлялось практически всем, что не относилось к миру абстракций. Банки пива, лампочки, электрические фонарики становились объектами живописи и скульптуры при определенных манипуляциях с материалом.

Джонс как-то рассказал, что ему приснилось, как он рисует американский флаг, и в разговоре с Раушенбергом он назвал эту идею безумной. Но Раушенберг сказал, что идея не безумна, а просто замечательна. И когда Джонс выставил свой первый флаг в галерее Лео Кастелли в 1958 году, тогдашний директор MoMA Альфред Барр, не раздумывая, приобрел ее для музея.

Джаспер Джонс. «Флаг». 1954 г.
Джаспер Джонс. «Флаг». 1954 г.

В «Карте» 1961 года он затушевывает границы штатов и проводит черту по названию штата Южная Каролина, столь ему близкого. Целую галерею Уитни выделил под флаги и карты – всевозможных размеров, выполненные из разных материалов. Филадельфия по этой же схеме выделила отдельный зал под изображения номеров и букв.

Кроме того, выставка в Филадельфии посвящает заметное место влиянию Японии на творчество Джонса. Он побывал там в 1964 году и полюбил искусство японской гравюры. Не случайно именно вдохновленный той поездкой ассамбляж «Сторож» является центральным объектом филадельфийской выставки.

«Удвоение пространства позволяет нам показать работы во всей глубине, в разных техниках, не ограничиваясь лишь признанными вершинами его творчества, - сказал Карлос Басуалдо. – И Скотт (Роткопф) , и я пришли к мнению, что сейчас самое время отказаться от привычных умозаключений и предоставить новому поколению экспертов пищу для свежих размышлений».

Осень патриарха

Кураторы сообщили, что часто ездили друг к другу, обсуждая непростую концепцию и творческое наполнение будущей выставки. И, конечно, они не раз наведывались в гости к Джонсу, который живет в маленьком городке Шарон, на северо-западе штата Коннектикут.

«Джонс настолько давно и прочно вписан в историю современного американского изобразительного искусства, что представляется своего рода каноном, на который неизбежно проецируются, соглашаясь с ним или полемизируя, все новейшие вариации поп-арта, – отметил Роткопф.– Вместе с другим легендарным художником этого направления, Класом Ольденбургом, Джонс может считаться удивительным примером долголетия».

Джаспер Джонс – патриарх поп-арта. Ему 91 год. Клас Ольденбург примерно на год его старше. А другие классики поп-арта уже ушли из жизни: Энди Уорхол – в 1987 году, Том Вессельман – в 2004-м, Роберт Раушенберг – в 2008-м, а Джеймс Розенквист – в 2017-м.

«Перемещаясь по выставке, вы будете знакомиться с галереями, каждая из которых отражает различные аспекты творчества Джонса, – сказал Роткопф. – В одной акцент делается на выборе объекта, в другой – на художественной мотивации, в третьей – на использовании различных материалов. И ровно такие же галереи открыты в музее Филадельфии, только там иной подбор конкретных произведений мастера. Поймите меня правильно – чтобы составить полное впечатление о творчестве мастера, достаточно посещения одного музея, в Нью-Йорке или Филадельфии. Но, конечно, если вы познакомитесь с двумя выставками, впечатление окажется более стереоскопичным».

Как отмечают рецензенты, работы Джонса только на поверхностный взгляд кажутся простыми. При внимательном рассмотрении во многих проступает второй план, порой в них таится загадка или мистика.

«Мишень», работа 1955 года, при всей ее лапидарности, излучает какую-то тревогу. Внимание сосредоточено на яркой двухцветной мишени на красном фоне. Но у зрителя может возникнуть вопрос: почему поверху мишени изображено лицо в четырех репликах, причем оно сформатировано так, что глаз не видно. Любопытно, что верхняя горизонтальная деревянная панель может двигаться и полностью закрывать все четыре лица. Тут, похоже, открывается простор для всевозможных интерпретаций и ассоциаций.

Любовь, пот и гнев

Как подчеркивают кураторы, на Джонса огромное влияние оказали идеи теоретика искусства авангарда, отца дадаизма и сюрреализма Марселя Дюшана. Редимейды Дюшана вдохновили Джонса на создание серии объектов в бронзе, в частности, банки пива, лампочки, фонарика и зубной щетки. Кстати, ряд исследователей причисляют эти «обыденные» объекты не к поп-арту, а к неодадаизму.

Джаспер Джонс. «Раскрашенная бронза». 1960 г.
Джаспер Джонс. «Раскрашенная бронза». 1960 г.

Как отмечает Холланд Коттер в рецензии в «Нью-Йорк таймс» под выразительным названием «Разделяй и властвуй», в отношении Джонса долгое время властвовали стереотипные мнения. Одно из самых расхожих представлений делило его карьеру на три этапа.

Вначале он, дескать, быстро и легко добился признания, предъявив миру свое видение рутинных артефактов, затем пустился в долгое и бесплодное экспериментирование в духе концептуализма, а с годами замкнулся, укрывшись от внешнего мира, и занимается самоповторами, манипулируя манками неодадаизма.

«Один взгляд на новую ретроспективу, и эта концепция полностью рушится, – пишет Коттер. – Повторы? Все его искусство на этом построено. Повторы эти стратегические и изобретательные... Личностность – качество его искусства, которым я больше всего дорожу».

Поздний период творчества Джонса в Уитни характеризуют две меланхолические работы без названия 2018 года. «Они заключают в себе тщательно выверенный, хотя и страстный личный дневник, суммирующий 60-летний опыт работы, желаний, любви, гнева, поиска новизны, пота, страха и решимости», - пишет Холланд Коттер.

Цены на произведения Джаспера Джонса, попадающие на аукционы, достигают нескольких десятков миллионов долларов. В 2014 году на аукционе «Сотби» одна из поздних версий «Флага» была продана за 36 млн долларов.

Выставка в Нью-Йорке и Филадельфии продлится до 13 февраля 2022 года.

XS
SM
MD
LG