Линки доступности

Подрывают ли безопасность России новые системы ПРО в Японии?


Токио. На уличном телеэкране - выпуск новостей о ракетном испытании Северной Кореи. 15 сентября 2017 года
Токио. На уличном телеэкране - выпуск новостей о ракетном испытании Северной Кореи. 15 сентября 2017 года

«Фактограф» – совместный проект Русской службы Радио Свободная Европа / Радио Свобода и «Голоса Америки» – нацелен на фактчекинг - сопоставление заявлений политиков или представителей официальных структур как с реальными фактами, выраженными в доступной статистике или открытой информации, так и с оценками и мнениями независимых экспертов.

С материалами партнёрского сайта «Фактограф» на английском языке – «Polygraph»,можно ознакомится здесь: polygraph.info

Предлагаем вашему вниманию перевод материала, первоначально опубликованного на сайте «Polygraph».

В ходе недавней пресс-конференции в Токио российский министр иностранных дел заявил, что планы размещения в Японии элементов системы противоракетной обороны США напрямую затрагивают безопасность России.

Япония планирует установить два наземных комплекса системы противоракетной обороны Aegis. Они обойдутся стране примерно в $2 млрд и будут развернуты, как ожидается, не ранее 2023 года. Таким образом Япония намерена защитить себя от возможных атак со стороны Северной Кореи. В ходе испытаний, проведенных в августе прошлого года, северокорейская баллистическая ракета пролетела над территорией Японии. А после того, как в Токио осудили эти испытания, Пхеньян пригрозил применить ядерное оружие, чтобы, как было заявлено, “потопить” эту страну.

Российские официальные представители, тем не менее, настаивают на “наступательном” потенциале комплексов Aegis, что, по их мнению, подрывает возможности России в части политики ядерного сдерживания. Они опасаются, несмотря на уверения Японии в обратном, что США могут использовать эти комплексы как часть глобальной системы ПРО, дабы сократить возможности России в части нанесения ответного удара - в том случае, если будет предпринята атака на нее или самими США, или кем-то из их союзников.

Что касается “наступательного” потенциала, то представители США уже отмечали, что эти комплексы Aegis предназначены лишь для тактической обороны. В частности, отвечая на возражения России по поводу размещения таких систем в Восточной Европе, представитель Министерства обороны США Брайан Маккеон объяснял это так: “Наземные комплексы Aegis лишь внешне могут походить на системы корабельного базирования, но в них просто отсутствуют элементы, необходимые для запуска ракет, которые предназначены для поражения наземных целей: программное обеспечение, а также оборудование для такого рода запусков, включая вспомогательное”.

Румыния. Наземный комплекс ПРО Aegis на авиабазе Девеселу, май 2016 года
Румыния. Наземный комплекс ПРО Aegis на авиабазе Девеселу, май 2016 года

​По данным американского Бюро по контролю вооружений, эти комплексы “способны запускать только оборонительные ракеты-перехватчики”, а ее вертикальная стартовая платформа отличается от платформы комплексов Aegis морского базирования, которые действительно имеют наступательный потенциал.

С другой стороны, как отмечают эксперты, те комплексы, которые планирует установить Япония, не повлияют на возможности России в части политики ядерного сдерживания, учитывая и радиус действия этих ракет. Более того, стратегические ракеты, которые есть у России, могут не только достичь территории США, но и легко преодолеть противоракетную систему страны, если будут запущены в больших количествах.

На учениях Сил самообороны Японии в пригороде Токио, август 2017 года.
На учениях Сил самообороны Японии в пригороде Токио, август 2017 года.

В частности, эксперт по противоракетной обороне в британском Институте стратегических исследований (IISS) Майкл Эллеман отмечает в интервью Poligraph: “Наземные комплексы Aegis в Японии (или Европе) не способны перехватывать российские или китайские стратегические ракеты. Их установка не представляет угрозы”.

В свою очередь, Россия разрабатывает новые системы ядерных вооружений, которые усиливают ее возможности в части нанесения ответного удара - президент Владимир Путин представил их 1 марта в ежегодном послании к Федеральному Собранию:

Компьютерная графика демонстрирует российский подводный беспилотник, способный нести ядерные заряды.
Компьютерная графика демонстрирует российский подводный беспилотник, способный нести ядерные заряды.

Так почему же Россия выступает против наземных комплексов Aegis в Японии, хотя развертывание здесь же подобных систем морского базирования, действительно обладающих наступательным потенциалом, не вызывало у нее возражений? Эксперты предполагают, что Россия может быть больше обеспокоена в целом нарастающей гонкой вооружений в этом регионе мира, реакцией Китая на нее, а также общим расширением военного потенциала США и их союзников в Азии.

XS
SM
MD
LG