Линки доступности

Исламистский терроризм в контексте глобализации


Горят верхние этажи башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, 11 сентября 2001г. (архивное фото)
Горят верхние этажи башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, 11 сентября 2001г. (архивное фото)

Российские эксперты о сущности международного терроризма

Каковы идеологические основы религиозного терроризма? Во имя чего совершаются теракты? Можно ли сформулировать принципы и методы противодействия терроризму, и как применить их на практике? Вот вопросы, на которые ищут ответы российские эксперты в преддверии очередной годовщины трагических событий 11 сентября.

Напомним, что в ходе терактов 11 сентября 2001 погибло 2973 человека, не считая 19 террористов. 246 погибших были авиапассажирами, 2602 (343 пожарных и 60 полицейских)— находились в башнях Всемирного торгового центра, 125 — в Пентагоне. 24 человека считаются пропавшими без вести.

Ислам как прикрытие

Председатель исполкома всероссийского муфтията, муфтий Пермского края Мухамедгали хазрат Хузин убежден, что ислам как религия, сущность которой составляет призыв к миру, сам по себе не может быть источником террористических устремлений.

«Но исламом, как прикрытием, в своих целях пользуются определенные силы», – подчеркнул Хузин в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Муфтий обратил внимание на недопустимость двойных стандартов при решении проблем международного терроризма. Он напомнил, как во время одной из конференций, посвященных исламистскому терроризму, выступил разыскиваемый Интерполом Ходжахмет Мухаев. Сделав доклад, Мухаев спокойно удалился в свой номер.

«Такие явления иногда заводят в тупик – не дают возможности осмыслить, что происходит», – убежден Мухамедгали хазрат Хузин.

Что может помочь исламскому духовенству нейтрализовать пагубное влияние идеологов терроризма?

«Только просвещение, – считает муфтий. – Одними запретами ситуации не исправить.

Международный совет по фетвам сделал юридико-богословское заключение о запрете терроризма. Но что оно значит для муллы Омара, или Замахири, или других лидеров "Аль-Кайды"?»

По мнению Хузина, только просветительские и гуманитарные программы, а также усиленная совместная работа по налаживанию межконфессиональных взаимоотношений будут способствовать тому, что для человеконенавистнических идеологических течений с каждым годом будет оставаться все меньше места.

Борьба с терроризмом вечна

Недавно президент фонда «Взаимодействие цивилизаций» Рахамим Эмануилов издал (в соавторстве с Андреем Яшлавским) книгу, озаглавленную «Террор во имя веры. Религия и политическое насилие».

«Наше с Андреем понимание истоков экстремизма и терроризма подробно изложено в ней, равно, как и некоторые ответы – что же делать», – сказал Рахамим Эмануилов.
По словам эксперта, борьба с терроризмом имеет немало общего с борьбой против бедности, наркобизнеса и коррупции.

«Она вечна, – подчеркнул Эмануилов. – Человечество всегда с этим боролось и будет бороться. Как справедливо подметил в своей работе эксперт Карнеги центра Алексей Малашенко, противник никогда не сдается», – констатировал аналитик. Однако, отметил он, в конце 20 века проблема терроризма приобрела угрожающие масштабы, а поэтому необходимо активизировать усилия по противодействию ей.

«Для России вопрос о питательной среде идеологии, которую пытаются использовать определенные силы, иногда исходя из конъюнктурных политических соображений, стоит чрезвычайно остро, – убежден Эмануилов, – ведь РФ – многонациональная и многоконфессиональная страна».

По мнению президента фонда «Взаимодействие цивилизаций», националистическую карту в России пытаются разыграть не только откровенные радикалы, но самые различные политические силы.

«Недавно был скандал, когда известный журналист, используя как трибуну телеэкран, попытался на теракте в Норвегии заработать дешевый политический авторитет – скорее всего, в преддверии выборов в Госдуму. Он обнаружил, что Брейвик чуть ли не является агентом сионизма, то есть Израиля», – напомнил Эмануилов.

Старые антисемитские лозунги по-прежнему используются, чтобы отвлечь внимание от реальной опасности, констатирует он.

«Такие журналисты льют воду на мельницу террористов, – считает аналитик. – Ведь одна их целей террористов – посеять рознь между людьми».

11 сентября – не переломный момент?

Заведующий сектором теории политики ИМЭМО РАН, кандидат политических наук Эдуард Соловьев в интервью «Голосу Америки» выразил сомнение в том, что события 11 сентября 2001 года стали «некой переломной вехой в развитии человечества». По мнению, Соловьева, это – явное преувеличение.

«Реальные геополитические подвижки произошли раньше, в 90-х годах, – убежден политолог. – Все основные тенденции глобализации наметились именно тогда. Потом ничего принципиально нового, по крайней мере, до экономического кризиса 2008 года, по большому счету обнаружено не было».

По мнению Соловьева, самый феномен современного терроризма тесно связан с феноменом глобализации.

«Проблема состоит в том, что в мировой политике все большее значение приобретают негосударственные факторы, – констатирует аналитик. – В последнее время возникали самые разные структуры, в том числе сетевые. В 90-е годы почему-то превалировал очень оптимистичный взгляд – что глобализация формирует только позитивные структуры гражданского общества. А 11 сентября зримо и масштабно, кроваво и трагично продемонстрировало оборотную сторону этих глобализационных процессов».

«Проект альтернативной глобализации» очень сомнителен, – считает Соловьев. – Он не имеет никаких шансов на практическое воплощение в жизни, но для своих сторонников выглядит достаточно убедительно. Поэтому, продолжает политолог, «успешно можно бороться можно с какими-то внешними проявлениями терроризма – обрезать финансирование экстремистских групп, ликвидировать их наиболее одиозных лидеров, нейтрализовать наиболее брутальные проявления террористической активности». Однако, считает Эдуард Соловьев, «до тех пор, пока исламизм как идеология будет привлекать к себе внимание достаточно широких слоев населения, пока он не окажется скомпрометирован политически и морально в глазах людей, исповедующих исламские ценности, шансы на решающую победу незначительны».

XS
SM
MD
LG