Линки доступности

Урок занимательной зоологии от Изабеллы Росселлини


Photo by Rebecca Greenfield
Photo by Rebecca Greenfield

В Бруклине состоялась премьера экстравагантного моноспектакля «Зеленое порно»

Свою горячую любовь к животным актриса и бывшая модель Изабелла Росселлини долго считала чем-то вроде хобби. Но в какой-то момент решила «скрестить» ее с профессиональной актерской деятельностью. В результате родился экстравагантный спектакль «Зеленое порно» (Green Porno) о сексуальном поведении животных, который 16 января показали в театре Фишер, входящем в состав Бруклинской академии музыки (BAM).

Этот спектакль в постановке француженки Мюриэль Майетт, директора театра «Комеди Франсэз», уже показывался минувшим летом на театральных фестивалях в Монпелье (Франция) и Сполето (Италия). До Нью-Йорка по одному пробному представлению было проведено в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Сиэтле.

«Меня интересуют животные, но я знаю, что большинству зрителей интересен секс, — улыбаясь, сказала в интервью «Голосу Америки» Изабелла Росселлини. – Где-то в середине минувшего десятилетия я задумалась: а можно ли из этой комбинации сделать что-либо интересное? И сняла три просветительские серии очень коротких фильмов для телаканала «Санденс» с одобрения Роберта Редфорда, которому моя идея очень понравилась». (Известный актер Роберт Редфорд – основатель Института Санденс, одноименного кинофестиваля и телеканала. – О.С.).

В ходе спектакля актриса, одетая в длинное черное платье до пят, с эффектной тройной ниткой жемчуга на шее, как будто читает зрителям лекцию по зоологии, педалируя нравоучительную «профессорскую» интонацию. Эффект лекции усиливает строгая черная кафедра, с которой вещает исполнительница.

Цветные «микрометражки», снятые для Санденса в 2008 году и позднее, вошли в спектакль важной составной частью. В наивной стилистике бурлеска начала 20-го века, с использованием примитивной бутафории, они иллюстрируют сексуальный опыт разных животных. Двухминутные фильмы периодически проецируются на экран, повешенный на задник сцены.

«Вы знаете, что означает биодиверсификация? – менторствует со сцены Росселлини. — Это великое множество способов, какими самцы и самки ухаживают друг за другом, какими совокупляются, производят и воспитывают потомство. В природе нет одного канона, одного способа. Это царство великого и причудливого разнообразия, перед которым, конечно, блекнет человеческий опыт».

Самка богомола во время копуляции откусывает голову самцу. Самец пчелы в момент оргазма оставляет свой пенис в теле самки. Креветка в ходе сексуальной игры почти целиком, как бы пританцовывая, вылезает из своей шкурки. Улитки, будучи гермафродитами, перед актом «жалят» друг друга в «садомазохистском» возбуждении. У морских коньков беременеет и вынашивает плод не самка, а самец.

Рассказывая эти и другие истории, актриса часть из них иллюстрирует фильмами, а другие снабжает ироническим комментарием. Так, говоря о европейских угрях, которые проделывают тысячи километров, чтобы приплыть на нерест в Саргассово море, она бросает фразу: «А я поехала на свой медовый месяц в Венецию».

Упомянув о гомосексуализме, бисексуализме среди животных, в частности, оленей, актриса срывает с шеи нитку жемчуга, сбрасывает платье и оказывается в мужского покроя брюках. Для пущей убедительности «смены пола» приклеивает себе на лицо усы.

«Кто придумал секс, почему и зачем? – задается вопросом в выпущенной к премьере брошюре Жан-Клод Карьер, знаменитый французский драматург, написавший текст монолога для актрисы. – Изабелла и я пытаемся найти ответ в мире природы. Все в нем, от громадных слонов до крошечных жучков, удивительно и странно. Самцов съедают сразу после акта, дикие оргии, яростные схватки, танцы, ритуалы соблазнения, немыслимая акробатика, извращения, поедание новорожденных. Как будто природа задалась целью нас смутить».

61-летняя Изабелла Росселлини – дочь двух мировых знаменитостей. Ее мать – шведская актриса Ингрид Бергман, сделавшая головокружительную карьеру в Голливуде. Ее отца, итальянского кинорежиссера и сценариста Роберто Росселлини считают отцом неореализма. На специальном показе фильма «Стромболи», состоявшемся в BAMе за несколько дней до премьеры моноспектакля, Изабелла Росселлини с юмором и живыми подробностями рассказала, как на съемках этой ленты в 1950 году вспыхнула любовь между ее будущими родителями.

«Я вовсе не задаюсь целью читать публике нравоучения, – сказала «Голосу Америки» актриса. – Просто нам стоит задуматься: если среди животных сплошь и рядом бытуют гомосексуализм и другие формы секса, мы с вами не вправе осуждать геев и лесбиянок среди нас и утверждать, что их сексуальная практика чужда природе».

Этот тезис Росселлини иллюстрирует прямой полемикой с библейской легендой о Ноевом ковчеге, куда допускалось по одной паре всех живых существ. Она восклицает: а как же быть с животными-гермафродитами, животными однополыми или меняющими пол в разные периоды своей жизни? На экране возникает забавная очередь к ковчегу, откуда рука Ноя убирает «нежелательных» кандидатов на спасение от всемирного потопа.

Под финал спектакля Росселлини переодевается в мохнатый костюм хомяка с забавными ушками, а на экран проецируется комично-жалостливая история поедания самкой этого грызуна «лишней» части своего потомства.

Изабелла Росселлини сначала получила известность как супер-модель, многие годы была лицом фирмы Lancome. В кино она сыграла десятки ролей, из которых наиболее известны в фильмах Дэвида Линча «Синий бархат» и «Дикие сердцем», в «Белых ночах» с Михаилом Барышниковым, в лентах «Смерть ей к лицу» и «Любовники». У нее двое детей. Живет в основном на Лонг-Айленде, часть года, по ее словам, проводит в Париже. Имеет двойное гражданство – американское и итальянское.

До 25 января спектакль «Зеленое порно» демонстрируется в BAM, после чего переедет на гастроли в Европу, где будет показан в феврале в Великобритании, Франции и Бельгии, а в марте – в Австралии.
XS
SM
MD
LG