Линки доступности

Захват Мосула – угроза всему Ближнему Востоку


Наступление радикальных исламистов и отношения между шиитами и суннитами

Эксперты предупреждают: потеря контроля иракских властей над Мосулом – вторым по величине городом страны, захваченным радикальной исламистской группировкой, связанной с «Аль-Кайдой», представляет угрозу не только для Ирака, но и для всего Ближнего Востока.

Администрация США обеспокоена серьезным ухудшением ситуации в сфере безопасности и настоятельно рекомендуют контролируемому шиитами центральному правительству Ирака наладить нормальные отношения с недовольными меньшинствами.

Во вторник 11 июня специальный помощник президента Джош Эрнест осудил «агрессию в Мосуле», осуществленную группировкой «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). По его словам, действия боевиков-исламистов привели к серьезному ухудшению ситуации в провинции Найнава, где преобладает суннитское население.

«Ситуация чрезвычайно серьезная, – подчеркнул Эрнест, – и американские официальные лица, как в Вашингтоне, так и в Багдаде внимательно наблюдают за развитием ситуации, координируя свои действия с правительством Ирака. Соединенные Штаты намерены и в дальнейшем поддерживать народ Ирака и оказывать всю необходимую и надлежащую помощь правительству Ирака в соответствии с соглашением об основах стратегии совместной борьбы с той угрозой, которую ИГИЛ представляет для Ирака и для региона в целом».

Как сообщил Эрнест, США предоставили армии и силам безопасности Ирака ракеты Hellfire, миллионы боекомплектов для стрелкового оружия, тысячи танковых снарядов, ракеты для вертолетов, пулеметы, гранаты, сигнальные ракеты, снайперские винтовки, автоматы М16 и М4.

Представитель Белого дома призвал премьер-министра Ирака Нури аль-Малики и его кабинет, контролируемый шиитами, приложить дополнительные усилия, с тем, чтобы решить «нерешенные проблемы, более полно удовлетворяя чаяния иракского народа». В тот же день с аналогичным заявлением выступил пресс-секретарь Пентагона контр-адмирал Джон Керби.

«Эта проблема, которую должны решать силы безопасности Ирака и иракское правительство, – отметил Керби. – Мы делаем все, что можем, в рамках более нормализованных отношений между военными двух стран, и мы, конечно, четко дали понять, что рекомендуем премьер-министру Малики продолжить диалог со старейшинами племен в этих районах, применяя более комплексный подход с целью нейтрализации угрозы экстремизма в этой стране».

В этом году группировка ИГИЛ уже захватывала город Фаллуджа, и правительственным войскам удалось выбить оттуда боевиков лишь в результате продолжавшихся несколько месяцев боевых действий. К западу от Мосула исламисты, ведущие боевые действия против войск Башара Асада, взяли под контроль ряд районов на востоке Сирии.

Аналитик из Rand Corporation Бен Коннейбл констатирует, что целью боевиков является создание исламского государства на территориях, контролируемых ими на востоке Сирии и на западе Ирака.

«Судя по всему, – уточняет эксперт, – их цель заключается в том, чтобы захватить все суннитские провинции Ирака, по крайней мере, сначала, а затем, я думаю, можно ожидать, что они этим не ограничатся и попытаются приблизиться к Багдаду».

Как отмечает Коннейбл, потеря Мосула вскрыла серьезные проблемы, сохранившиеся в Ираке после вывода американских войск в 2011 году. По его мнению, Малики причинил «значительный вред» взаимоотношениям шиитов и суннитов. Аналитик рассказывает, что сунниты, с которыми ему довелось поговорить, считают, что правительство не учитывает их интересы. Такова, по мнению Коннейбла, одна из причин, в силу которых часть суннитского населения поддерживает ИГИЛ.

Тем временем пресс-секретарь Госдепартамента Джен Псаки отметила, что процесс усиления ИГИЛ продолжается в ходе боевых действий в Сирии, вследствие чего часть вступивших в ряды группировки бойцов, современное оружие и другие ресурсы начали использоваться в Ираке.

«Угроза, исходящая от ИГИЛ, – это угроза не только для Ирака или стабильности Ирака, но для всего региона. И эта усиливающаяся угроза демонстрирует то, насколько важно иракцам, представляющим все группы населения, объединить свои усилия в борьбе с общим врагом и изолировать эти группы боевиков от широких слоев населения», – констатирует Джен Псаки.

Рами Хури, директор Института государственной политики и международных отношений при Американском университете в Бейруте, подчеркивает, что захват исламистами Мосула породил серьезнейшую проблему, причем не только для Ирака, но также для всего региона и даже для всего мира.

«Это значит, – уточняет Хури, – прежде всего, что государство Ирак – страна и правительство – неспособны контролировать крупные населенные пункты, что они потеряли контроль над огромными территориями вокруг этих населенных пунктов. Опасность в том, что эта группировка может взять под свой контроль целые районы, важные объекты, нефтяные ресурсы и полезные ископаемые, доходы от торговли». Более того, продолжает эксперт, «они могут сделать Ближний Восток своей базой, их может поддержать население… и тогда они смогут координировать свои действия и распространить свое влияние на более обширные регионы Ближнего Востока, что будет представлять угрозу для соседних стран».

По словам Хури, дальнейшее продвижение ИГИЛ может заставить как шиитские, так и суннитские правительства стран региона начать диалог и процесс примирения с целью обеспечения безопасности как в Сирии, так и в Ираке. При этом, подчеркивает аналитик, причем не исключается даже создание региональной системы безопасности с участием Турции, Ирана и Саудовской Аравии.
XS
SM
MD
LG