Линки доступности

Саммит ЛАГ: поладит ли шиитский Багдад с суннитскими лидерами арабских стран?


Иракские власти, рассчитывающие на поддержку, могут столкнуться с осуждением за маргинализацию суннитского меньшинства

Саммит Лиги арабских государств (ЛАГ) проходит в Багдаде на фоне конфликта в Сирии и внутренних проблем Ирака. Все это, скорее, усиливает разобщенность, чем способствуют достижению согласия.

В последний раз Ирак принимал саммит ЛАГ в 1990 году – лишь за несколько месяцев до вторжения войск Саддама Хусейна в Кувейт. Кроме того, это первый саммит Лиги после начала «арабской весны», охватившей регион в прошлом году. Форум проходит на фоне конфликта в Сирии, которому не видно конца.

Основная встреча лидеров арабских стран запланирована на четверг. Хотя эксперты считают, что едва ли участники будут бросать друг в друга тарелки, как это было на предыдущем саммите в Ираке, некоторая напряженность все же зреет.

Эксперт Института Гувера по Ближнему Востоку Фуад Аджами говорит, что огромный удар по престижу саммита нанесла Саудовская Аравия, когда объявила, что королевство на встрече будет представлять не монарх, а его посол в ЛАГ.

«Для всех это означает, что это не настоящий саммит», – говорит Аджами.

В знак доброй воли иракский премьер-министр Нури Малики предпринял ряд шагов по разрешению давних финансовых споров с Кувейтом и Египтом. Ожидается, что эмир Кувейта, шейх Сабах аль-Ахмад аль-Сабах прибудет в Багдад для участия в работе саммита в четверг.

Этот саммит примечателен и в религиозном аспекте. В нынешнем иракском руководстве доминируют шииты, в то время как лидеры остальных стран-участниц – сунниты. При этом Ирак переживает период межрелигиозных распрей, которые проявляются в его внутренней политике – сунниты жалуются, что в правительстве Малики им не находится места.

Фуад Аджами говорит, что хотя Малики надеется, что «суннитские арабские государства поставят на него печать легитимности», скорее всего, вместо этого они осудят его за «маргинализацию суннитского сообщества Ирака».

Политолог из Парижского университета Хаттар Абу Диаб считает, что укрепление альянса с Ираном и неготовность к компромиссу с суннитским меньшинством выталкивают Ирак из «струи», в которой развиваются арабские государства. По его словам, Малики не сделал никаких примирительных жестов для разрешения внутриполитических конфликтов и открыто пренебрегает мнением арабских стран Персидского залива.

Ожидается, что значительное место в дискуссиях саммита будет отведено репрессиям против сирийской оппозиции.

Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зебари попытался развеять обвинения – которые звучат со стороны суннитских арабских государств – в том, что Багдад занимает сторону сирийского правительства. В понедельник он заявил журналистам, что Ирак поддерживает «многочисленные контакты с оппозицией».

Риад Кахваджи из Института военного анализа Ближнего Востока и Персидского залива говорит, что кровавые репрессии в Сирии подливают масла в огонь «холодной войны» между Ираном и его союзниками (сторонниками сирийского правительства) и Саудовской Аравией и ее союзниками (сторонниками оппозиции).

«С одной стороны мы видим Иран и страны, где во власти доминируют шииты, а также шиитских негосударственных игроков, например, Хезболлу. А с другой стороны – Саудовская Аравия, страны, входящие в Совет сотрудничества государств Персидского залива, а также некоторые другие арабские страны, занимающие прозападную позицию и преимущественно суннитские», – поясняет эксперт.

Накануне начала работы саммита иракское правительство усилило меры безопасности в Багдаде, закрыв основные мосты и автомагистрали и объявив недельные выходные.

На прошлой неделе в Ираке произошли несколько взрывов, которые должны были продемонстрировать нестабильность нынешнего правительства. Ответственность за них взяли исламские боевики. Иракские власти вывели на улицы десятки тысяч сотрудников силовых структур для недопущения актов насилия во время работы саммита.

Другие новости политики читайте в рубрике «Политика»

XS
SM
MD
LG