Линки доступности

Переговоры по иранской ядерной программе: новый раунд


Между «шестеркой» и Ираном сохраняются серьезные разногласия

Госсекретарь Керри и трое его европейских коллег начали новый раунд венских переговоров. Их цель – добиться от Ирана новых уступок в вопросе о ядерной программы. Срок достигнутой на этот счет временной договоренности истекает в следующее воскресенье.

Керри прибыл в Вену из Афганистана – принять участие в переговорах и встретиться с министром иностранных дел Ирана Мохаммедом Джавадом Зарифом. Незадолго до прилета Керри один из высокопоставленных членов американской делегации на переговорах сообщил журналистам, что Иран занимает «неприемлемые и неконструктивные позиции».

Как сообщили официальные лица, работа над долгосрочным соглашением об ограничении масштабов иранской ядерной программы и отмене международных экономических санкций на 70 процентов завершена, однако по некоторым ключевым вопросам между сторонами сохраняются существенные разногласия. В частности, необходимо договориться о том, насколько Иран должен уменьшить свой потенциал для обогащения урана и как долго будут действовать ограничения.

«Очевидно, – сказал госсекретарь Керри, – что у нас сохраняются весьма существенные разногласия. Поэтому нам необходимо приложить усилия, чтобы добиться определенного прогресса, и я очень рассчитываю на весьма содержательные встречи и диалоги. Это очень важная тема. Совершенно необходимо убедиться в том, что Иран не собирается создавать ядерное оружие, что его (ядерная) программа носит мирный характер».

Совет Безопасности ООН поручил пяти своим постоянным членам – Великобритании, Китаю, России, США и Франции, а также Германии – вести переговоры с Ираном, с тем, чтобы Тегеран доказал мировому сообществу, что иранская ядерная программа действительно преследует исключительно мирные цели.

Однако Иран нарушает ранее заключенные соглашения относительно ядерной программы, игнорирует резолюции Совета Безопасности и Международного агентства по атомной энергии и по-прежнему проводит секретные ядерные исследования в военных целях.

Поэтому международное сообщество добивается установления жестких ограничений, поддающихся контролю, – с тем, чтобы в случае решения иранских властей создать ядерное оружие, они не смогли сделать это тайно, и чтобы для этого потребовалось не менее года. Иными словами, чтобы было время для необходимых дипломатических, а возможно, и военных шагов, призванных остановить иранские ядерные разработки.

Мэтью Морейн – специалист по Ирану из лондонского Королевского колледжа – подчеркивает: один из важных факторов на переговорах – то обстоятельство, что Иран нарушал и продолжает нарушать ранее заключенные соглашения.

«Международное сообщество, – констатирует Морейн, – многому научилось на своем опыте ведения переговоров с Ираном. Есть необходимость заключения соглашения, но я не думаю, что нужно торопить события. Речь идет о долгосрочном решении одной из ключевых проблем, угрожающих международной безопасности. И к этому нужно относиться весьма серьезно».

В декабре прошлого года было заключено предварительное соглашение, в соответствии с которым Ираном были приняты определенные меры по сокращению масштабов ядерной программы в обмен на частичную отмену международных экономических санкций. Стороны договорились о том, что всестороннее соглашение должно быть заключено в течение шести месяцев, до 20 июля. Они также предусмотрели возможность продления срока действия временного соглашения на шесть месяцев – с тем, чтобы урегулировать все имеющиеся разногласия.

Однако подобное продление также чревато проблемами. Участники переговоров обеспокоены тем, что поступательный импульс к достижению договоренности может уменьшиться, что международные санкции станут менее действенными, и что после выборов в Конгресс США, которые состоятся в ноябре, будет еще труднее добиться отмены санкций. Кроме того, Иран потребовал, чтобы санкции были ослаблены в случае любого продления срока действия временной договоренности, а американская сторона с этим не согласна.

В прошлом году для достижения предварительной договоренности участие министров иностранных дел потребовалось дважды. На этот раз они впервые собрались для участия в очередном раунде переговоров; министры иностранных дел России и Китая направили в Вену своих заместителей. В следующие выходные министры могут попытаться совершить последний рывок и добиться заключения соглашения.

XS
SM
MD
LG