Линки доступности

Возобновились переговоры по иранской ядерной программе


Иран потребовал отменить санкции

Уже через две недели в отношении Ирана могут быть применены новые санкции. Тем актуальнее становятся переговоры по иранской ядерной программе, начавшиеся в понедельник 18 июня в Москве.

Иран потребовал от западных стран ослабить санкции в качестве одного из условий прекращения программы обогащения урана.

Это требование прозвучало в понедельник, когда представители пяти стран, являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН, и Германии встретились в Москве с делегацией Ирана. В ходе переговоров они попытаются убедить Иран отказаться от своих планов обогащения урана до 20 процентов.

Тегеран заявляет, что обогащенный уран необходим для медицинских целей и в качестве источника энергии. Другие страны считают, что обогащение урана позволит Ирану за короткое время создать ядерную бомбу.

Вот что сказал об этих переговорах пресс-секретарь верховного представителя ЕС по внешней политике Майкл Манн: «Прежде всего необходимо договориться с иранцами по этим 20 процентам. Уже действуют санкции. С 1 июля начнут действовать новые санкции и, как правило, санкции всегда можно пересмотреть. Однако их можно пересмотреть только в случае принятия страной конкретных мер».

В результате первого раунда принятых по инициативе США санкций в этом году объем импорта иранской нефти сократился почти наполовину. Санкции ЕС, вступающие в силу 1 июля, еще больше сократят доходы Ирана от продажи нефти. Странам Евросоюза будет запрещено покупать иранскую нефть, а европейские компании будут лишены права страховать иранские нефтеналивные суда.

Западные дипломаты отмечают, что иранское правительство начинает испытывать на себе довольно ощутимые последствия этих санкций, о чем свидетельствует требование Тегерана об их отмене.

После того как Иран потребовал отменить санкции, участники переговоров приступили к подробному обсуждению конкретных вопросов.

В конце дня в понедельник представитель Ирана Али Багири сообщил журналистам, что переговоры были «конструктивными и серьезными».

То же самое сказал Майкл Манн: «Это были трудные переговоры. Они прошли в откровенной, деловой атмосфере. Состоялось серьезное обсуждение серьезных вопросов».

Представитель России заявил, что сохраняются существенные разногласия, однако общее настроение было «доброжелательным».

Российское руководство хотело бы, чтобы на переговорах в Москве был достигнут определенный прогресс, считая, что таким образом Россия сможет вновь заявить о себе как о серьезном игроке на международной арене, что особенно важно теперь, когда Путин уже в третий раз занял кресло президента. Российская сторона дала понять, что переговоры с Ираном могут продлиться до среды включительно, т.е. на целый день дольше, чем было запланировано.

Раджаб Сафаров, директор московского Центра изучения современного Ирана, заявил, что западные державы постараются приложить усилия к тому, чтобы переговоры не увенчались успехом и престижу Путина был нанесен ущерб.

На прошлой неделе Сафаров вместе с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым побывал в Тегеране с целью попытаться сдвинуть переговоры по иранской ядерной программе с мертвой точки.

На протяжении десяти с лишним лет страны Запада и Россия выражают озабоченность по поводу того, что Иран работает над созданием ядерного оружия. Достижения Ирана в области обогащения урана привели к усилению конфронтации Тегерана с западными странами.

Правительство Ирана всегда было заклятым врагом Израиля. Аналитики обеспокоены тем, что, если ядерные переговоры закончатся безрезультатно, Израиль может атаковать иранские ядерные объекты.

За день до начала переговоров заместитель премьер-министра Израиля Моше Яалон заявил, что Израиль «может оказаться перед дилеммой: либо бомба из Ирана, либо бомба по Ирану».
XS
SM
MD
LG