Линки доступности

Иран проведет собственный ядерный саммит


Иранское правительство проведет в Тегеране конференцию по ядерным вопросам в воскресенье и понедельник, в противовес только что завершившемуся саммиту в Вашингтоне, на который Иран не был приглашен. Конференция собирается в тот момент, когда США призывают к четвертой серии санкций в связи с ядерной программой Тегерана, и это предложение находит все большую поддержку.

Накануне встречи в Тегеране президент Ирана Махмуд Ахмидинежад утверждал, что его страна делает все возможное для налаживания сотрудничества с мировыми державами.

В интервью государственному телевидению Ахмадинежад заявил, что Иран готов к сотрудничеству и переговорам. Он добавил, что готов работать в рамках соглашения, которое защитит права Ирана, включая его независимость, честь и достоинство, и исключит ядерную проблему.

Именно такие нечеткие заявления у многих вызывают тревогу. Иран настаивает, что его ядерная программа имеет мирные гражданские цели. Но отказ подчиниться требованиям МАГАТЭ вызывает подозрения, что Тегеран пытается создать ядерное оружие.

Эззедин Чукри Фишере, профессор политологии в Американском университете в Каире, говорит: «Иранская программа беспокоит практически всех в этом регионе, да и в международном сообществе в целом.

Беспокойство вызвано разными причинами и проявляется в разной степени. Тот факт, что Иран настаивает на мирном характере своей программы, но отказывается убедить в этом международное сообщество и своих соседей, означает, что от слов они перейдут к действиям, когда их обеспокоенность достигнет критического уровня».

Цель конференции в Тегеране – показать, что у Ирана есть сторонники. Своего представителя направит одна из ядерных держав – Индия, хотя и намного ниже рангом, чем на саммит в Вашингтоне.

Есть признаки, что другие ядерные державы теряют терпение. Китай, который долгое время выступал против новых санкций ООН, согласился принять участие, по крайней мере, в разработке новых мер воздействия. Пекин, обладающий правом вето, получает от Ирана 10 процентов необходимой стране нефти, хотя в последнее время он рассматривает в качестве поставщиков и другие государства Персидского залива.

Сторонников Ирана запутывают некоторые заявления официального Тегерана.

Ранее на этой неделе высокопоставленный представитель министерства атомной энергетики заявил, что в течение месяца страна станет членом «ядерного клуба». Этим термином обычно обозначают страны, обладающие ядерным оружием.

Министр обороны США Роберт Гейтс поспешил опровергнуть эти заявления.
«Я не верю, что это возможно, – сказал Гейтс. – Большинство оценок экспертов, с которыми я знаком, не изменились, с тех пор как мы говорили об этом в прошлый раз. Ирану потребуется, по крайней мере, год, а может быть – и больше».

Профессор политологии Фишере считает, что обе стороны не должны ограничиваться реакцией на заявления о вступлении в ядерный клуб, которые были рассчитаны на внутреннюю аудиторию или просто были неправильно переведены. Он уверен, что США и Иран должны приступить к прямому диалогу по всем этим вопросам. Однако он считает, что предложение Барака Обамы протянуть руку Ирану не возымело действия.

«Администрация Обамы теперь терпит политический ущерб в связи с призывом к диалогу с Ираном, не получив никакой пользы от участия в этом диалоге, – говорит Фишере. – Поэтому я надеюсь, что администрация будет достаточно честной и смелой, чтобы включиться в этот диалог лицом к лицу и приступить к обсуждению тех серьезных вопросов, которые ее беспокоят».

Фишере считает, что предложение ООН об обогащении иранского урана за рубежом, отвергнутое Ираном, было хорошим началом. Он полагает, что расширение этого диалога поможет отодвинуть Иран от «бездны», к которой он приближается.

XS
SM
MD
LG