Линки доступности

«Мы достигли критического момента» - Госдепартамент о венских переговорах с Ираном


Переговоры по иранской ядерной программе продолжатся после 30 июня

«Я полагаю, что эти переговоры чрезвычайно серьезны», – сказала находящаяся в Вене представитель Госдепартамента Мари Харф в интервью корреспонденту «Голоса Америки Пэм Докинс.

«США и иранская сторона сознают, что мы достигли критического момента, – отметила Харф. – На самом фундаментальном уровне это соглашение перекроет пути к созданию ядерного оружия и позволит им (иранской стороне – Г.А.) получить соглашение о санкциях. В результате Иран достигнет освобождения от санкций».

«Это – исторический момент», – подчеркнула представитель внешнеполитического ведомства США.

При этом Мари Харф подчеркнула, что участникам переговоров, скорее всего, понадобятся несколько дополнительных дней после 30 июня.

«Мы не рассматриваем возможность долгосрочного продления (переговоров) в каком бы то ни было варианте, однако если нам понадобятся несколько дополнительных дней, что, похоже, вполне возможно, мы используем их для того, чтобы достичь самого прочного соглашения, которое только возможно», – заявила Харф.

Некоторые официальные лица, в частности, министр иностранных дел Великобритании Филип Хэммонд, указывают на острые проблемы, остающиеся неразрешенными.

Как сообщил ранее высокопоставленный представитель США, все участники переговоров по иранской ядерной программе намерены продолжать их и после установленного крайнего срока 30 июня.

Американский представитель добавил, что Вашингтон не был встревожен решением главы иранского МИДа Мохаммада Джавада Зарифа на короткое время вернуться в Тегеран для проведения консультаций со своим правительством, несмотря на то, что до планируемого завершения переговоров остается два дня. По его словам, вполне ожидаемо, что в ходе переговоров члены делегаций покидают Вену, а затем возвращаются.

Ранее в воскресенье американская делегация во главе с госсекретарем Керри провела переговоры на высоком уровне с иранской делегацией во главе с Зарифом.

Керри также проводит встречи с представителями других стран группы «5+1», в которую входят пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия.

Верховный комиссар ЕС по вопросам внешней политики Федерика Могерини сообщила, что делегации могут проявить определенную гибкость в вопросе о сроках переговоров.

Выступая перед журналистами в Вене в воскресенье, она заявила, что если потребуется еще несколько дней, то делегации продолжат работу, чтобы выработать соглашение, которое приведет к снятию санкций против Ирана и вместе с тем даст мировым державам гарантии того, что возможности Тегерана по разработке ядерных вооружений будут ограничены.

По словам Могерини, переговоры «всегда были жесткими», но достижение соглашения возможно, если у участников будет «сильная политическая воля».

В субботу госсекретарь Керри заявил, что делегациям все еще нужно урегулировать ряд «очень трудных вопросов».

Фабиус: остаются сложные проблемы

Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус в субботу заявил, что для достижения успешного соглашения необходимо урегулировать три момента.

Речь идет о согласии Ирана с тщательными проверками предполагаемых ядерных объектов, долгосрочных ограничениях на исследовательский и конструкторский потенциал Ирана, а также механизме оперативного возврата санкций, в случае если Тегеран нарушит условия соглашения.

Керри встретился с Фабиусом в субботу, после того, как они по отдельности провели переговоры с Зарифом.

Высокопоставленный представитель Госдепартамента сообщил, что Керри и Фабиус беседовали около часа. По его словам, Керри выразил соболезнования по поводу теракта, произошедшего во Франции в пятницу, и, кроме того, дипломаты обсудили атаки в Тунисе и Кувейте. Все остальное время они посвятили переговорам с Ираном, сказал представитель Госдепартамента.

В апреле Иран и «шестерка», в которую входят США, Россия, Китай, Франция, Великобритания и Германия, согласились с планом, который должен стать основанием для достижения заключительного соглашения, предусматривающего отмену санкций при одновременном ограничении возможностей Ирана по созданию ядерного оружия.

Однако, по словам одного из высокопоставленных западных дипломатов, ключевые разногласия пока сохраняются.

Дипломат, беседовавший с журналистами в Вене на условиях анонимности, заявил, что в ближайшие дни стороны должны урегулировать самые сложные вопросы, включая инспекции ООН на иранских объектах, прозрачность, санкции и возможные военные аспекты атомной программы Ирана.

Крайний срок – крайний?

Некоторые дипломаты утверждают, что реальным крайним сроком достижения соглашения является не 30 июня, а 9 июля. После этой даты обязательный период рассмотрения соглашения Конгрессом США увеличивается с 30 до 60 дней.

По мнению аналитика Эмануэля Оттоленгхи из Фонда защиты демократии, будет разумно, если для урегулирования оставшихся вопросов переговоры продолжатся и после 30 июня.

«В этом, несомненно, есть смысл, если стремление уложиться в сроки приведет к соглашению сомнительного качества», – отмечает эксперт.

В то же времяаналитик подчеркнул, что предыдущие случаи продления переговоров по ядерной программе Ирана приводили к дополнительным уступкам иранской стороне.

XS
SM
MD
LG