По сообщениям государственных СМИ Ирана, бывший президент страны Али Акбар Хашеми Рафсанджани смещен с важной государственной должности – главы Совета экспертов. Аналитики считают, что эту меру победой сторонников жесткой линии. Руководителем Совета избран 80-летний аятолла Мохаммад Реза Махдави Кани – традиционный консерватор, который, по всей видимости, пользуется поддержкой верховного лидера страны Али Хаменеи и президента Махмуда Ахмадинеджада.
Совет экспертов состоит из 86 исламских священнослужителей. Теоретически этот орган надзирает за работой верховного лидера, но на практике фактически не вмешивается в повседневные дела. Однако, среди его прерогатив – назначение верховного лидера. Со времен исламской революции, свергнувшей шаха в 1979 году, этот пост занимали лишь два человека.
Рафсанджани занимал самые влиятельные посты в постреволюционном Иране: он был президентом, спикером парламента, председателем Совета экспертов и главой Совета целесообразности.
После подавления правительством выступлений оппозиции по следам спорных президентских выборов 2009 года Рафсанджани был осторожен в критике и никогда полностью не ассоциировал себя с оппозицией. Однако, по словам профессора Колумбийского университета и одного из ведущих специалистов по Ирану Гэри Сика, что власти в Тегеране по-прежнему испытывает к нему неприязнь:
«Рафсанджани не был объектом прямых атак, в том смысле, что его не арестовывали и так далее. Но все движется к этому по мере того как правительство начинает проводить принцип “кто не с нами, тот против нас”. Это медленный процесс».
Профессор истории Ближнего Востока в Университете Джорджа Мейсона Шол Бакаш считает, что курс, которому пытается следовать Рафсанджани, больше не является для него защитой:
«В общем и целом он центрист и прагматик, а это не сочетается с политикой, которая набирает все большее влияние в Иране. Им недовольны во многих кругах, поэтому сейчас настало время расплаты и мести».
Дочь Рафсанджани арестовывали как минимум дважды. Один из сыновей, проживающий за границей, обвинен во взяточничестве. Рафсанджани лишили привилегии выступать на пятничной молитве в Тегеранском университете. Сможет ли он и дальше смещаться к стану оппозиции? По мнению Бакаша, это был бы рискованный шаг:
«Рафсанджани уязвим. Он и его семья имеют в Иране крупные экономические интересы, которые в любой момент могут стать объектом расследования прокуратуры и так далее. Поэтому он сильно рискует, если решит поддержать оппозицию».
Потеряв большую часть своих позиций, Рафсанджани столкнется с новыми вызовами в следующем году, когда истечет срок его полномочий председателя Совета целесообразности, являющегося посредником в спорах между влиятельным Советом стражей исламской конституции и парламентом.
Смещение Рафсанджани с поста главы Совета экспертов рассматривается как победа консерваторов