Линки доступности

Иран: возможно ли повторение тунисско-египетского сценария?


Беспорядки в Иране
Беспорядки в Иране

Российские эксперты склоняются к тому, что в Иране не вспыхнет революция

Вслед за Тунисом и Египтом волна народных возмущений докатилась и до многих других стран региона, включая Исламскую республику Иран. В Тегеране полиция жестоко разогнала демонстрацию, применив слезоточивый газ. Один человек убит, есть раненые. Действия иранских властей осудила вся мировая общественность.

Госсекретарь США Хиллари Клинтон высказалась в поддержку выступлений оппозиционеров. «Иранцы заслуживают тех же прав, которых, как они видели, добились египтяне, и которые у них самих есть по праву рождения», – заявила она.

«Известия о событиях, происходящих в Иране, показывают, что иранский народ хочет тех же свобод, которых добиваются граждане Туниса и Египта», – считает председатель Европарламента Ежи Бузек. В свою очередь члены иранского меджлиса потребовали смертной казни лидеров оппозиции, что транслировалось по государственным телеканалам.

Как будет развиваться ситуация в Иране дальше, и может ли здесь произойти то, что произошло в Тунисе и Египте – на эти вопросы ищут ответы ведущие эксперты-востоковеды, в том числе и российские. Генеральный директор Российского центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров полагает, что в связи с последними событиями в регионе центр общественного внимания смещается в сторону Ирана, и признает: «Сегодня где-то с подтекстом, а где-то открыто говорят, что в Иране возможно повторение тунисско-египетского сценария».

Одновременно он в категорической форме не приемлет любых сопоставлений революционных волнений в Тунисе и Египте с положением дел в Иране. «Это ни по сути, ни по форме не похоже на происходящее в Иране. Там были деспотические режимы плюс ужасная коррупция и обнищание народа. В Иране тоже есть элементы коррупции, но нет деспотизма, нет авторитарного режима. Вообще ни в одной исламской стране нет такого высокого уровня демократического развития. Иран не отстает по этому показателю от большинства европейских стран», – утверждает Раджаб Сафаров.

Он назвал последние выступления оппозиции провокацией. «Они (демонстрации – В.В.) практически выдуманы. На улицы вышли всего полторы сотни человек. Просто через современные технологии мировую общественность пытаются ввести в заблуждение», – добавил востоковед.

По данным оппозиционных сайтов, только в Тегеране в акции участвовали до 10 тысяч представителей движения.

По словам Раджаба Сафарова, вся власть в Иране находится под пристальным вниманием общественности. «Недавно парламент отправил в отставку министра транспорта, потому что депутаты посчитали, что он не справляется с обязанностями. Парламент также принял специальную комиссию по расследованию последних событий и взял под защиту тех, кто выступал против режима, чтобы не допустить самосуда над ними», – аргументирует он.

По его мнению, это говорит об уровне демократии в стране. При этом он подтверждает, что в Иране нет политических партий и даже нет закона о политических партиях, равно как и мониторинга общественного мнения.

Шеф-редактор журнала «Современный Иран» Дмитрий Рюриков согласился с тезисом оппонента о том, что вряд ли в Иране произойдет нечто подобное тому, что случилось в Египте. «В Египте был классический случай, который предвидела ООН: власти не должны доводить народ до той степени крайности, когда волнения неизбежны. Для выступлений такого масштаба потребовались очень серьезные причины», – резюмировал он.

С его точки зрения, рассчитывать на то, что в Иран станет «следующим Тунисом или Египтом», значит, не подходить к ситуации реалистически. «Можно спорить, сколько человек вышло на улицы. Тут есть разные оценки. Кто-то говорит о нескольких сотнях тысяч. Ближе к истине – тысяч тридцать по всему Ирану. Но они несли лозунги общего характера «Свободу!», «Долой диктатора!» – обратил внимание шеф-редактор «Современного Ирана».

Дмитрий Рюриков прогнозирует, что массовых выступлений в Иране не будет. «Потому что для большинства населения режим вполне приемлем. В Иране есть слои, которые не любят существующий строй, но они не пытаются действовать легальными средствами, и вряд ли у них что-то получится», – приводит он свои доводы.

У директора Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева несколько иное видение того, что происходит в Иране. «Иран, конечно, хотел бы использовать события в соседних странах для расширения своего влияния на Ближнем Востоке. Хотел бы, чтобы помимо ХАМАС у него были бы и другие, более послушные союзники вроде «Братьев-мусульман». Иран готов их профинансировать», – проинформировал аналитик.

Надежды Ирана могли укрепиться, когда произошел взрыв газопровода в Израиле, убежден Владимир Евсеев, однако он не заметил, чтобы Ирану дали возможность расширить свое влияние.

Он разделяет точку зрения экспертов, что в Иране на сегодня невозможно повторение тунисско-египетского сценария. Однако у него другие аргументы. «В Тунисе и Египте сыграла, хотя и по-разному, заметную роль армия. К тому же в Тунисе вообще была больше имитация смены власти. А в Иране принципиально другая конструкция вооруженных сил, которые разделены на две части. Президент Махмуд Ахмадинежад контролирует Корпус стражей Исламской революции, который имеет очень большое влияние в стране», – подчеркнул директор Центра общественно-политических исследований.

По его оценке, ситуация в Иране будет развиваться по-иному. Он не видит предпосылок для развития революционной ситуации в Исламской республике.

Как утверждают сторонники оппозиции, за последние шесть месяцев в Иране погибли не менее 80 противников главы государства Махмуда Ахмадинежада, многие были арестованы или казнены. Власти Ирана опровергают эту информацию.

О событиях в Египте читайте в спецрепортаже «Ближний Восток: стремление к демократии»

XS
SM
MD
LG