Линки доступности

«Никогда не надо смотреть вниз»


Кадр из фильма «Прогулка».
Кадр из фильма «Прогулка».

Джозеф Гордон-Левитт стал канатоходцем для фильма «Прогулка»

К эффекту трехмерности (3D) у кинозрителей отношение разное. Кому-то он импонирует, обогащая восприятие зрелища, другие считают его необязательной «виньеткой на торте». Но по единодушному мнению экспертов, «Прогулка» (The Walk), новый приключенческий фильм известного американского режиссера Роберта Земекиса («Форрест Гамп», «Роман с камнем», «Назад в будущее», «Полярный экспресс») впервые делает 3D главным художественным и эмоциональным нервом сюжета. Мировая премьера фильма «Прогулка» состоялась на недавно завершившемся 53-м Нью-Йоркском международном кинофестивале. 15 октября он вышел на экраны России.

В центре фильма – реальная история дерзкого трюка, который 7 августа 1974 года совершил француз Филип Пети. Он прошел по канату, натянутому между крыш башен-близнецов Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Манхэттене. Этому необычайному событию предшествовала долгая тайная подготовка, в которой Пети помогали его друзья и во Франции, и в США. Документальный фильм о Пети «Канатоходец» (Man on Wire) британского режиссера Джеймса Марша был удостоен премии «Оскар» за 2008 год.

В главной роли новой картины Земекиса – 34-летний актер, уроженец Лос-Анджелеса Джозеф Гордон-Левитт (Joseph Gordon-Levitt). Он известен по фильмам «Страсти Дон Жуана», «Темный рыцарь: Возрождение легенды», «Начало», по сериалу «Третья планета от Солнца». Недавно закончил съемки в главной роли в фильме Оливера Стоуна «Сноуден» о знаменитом перебежчике Эдварде Сноудене, который планируется выпустить в США в рождественские дни.

Джозеф Гордон-Левитт приезжал в Нью-Йорк для встречи с представителями прессы в дни фестиваля, где ответил на вопросы корреспондента Русской службы «Голоса Америки».

Олег Сулькин: Джозеф, как вы получили предложение сыграть эту роль? Вам позвонили от Земекиса?

Джозеф Гордон-Левитт: Да, позвонил он сам и даже приехал на разговор ко мне в студию, когда мы записывали очередное телешоу. Я до этого видел документальный фильм о Филипе Пети и, конечно, знал эту историю.

О.С.: Как вы готовились к роли? Наверное, было непросто?

Дж. Г.-Л.: Да, это был серьезный вызов. Причем он разделялся на две составляющие. Первая - физическая. Мне надо было научиться ходить по канату. Филип (Пети) настоял, что он сам меня будет обучать. Он организовал целую мобильную мастерскую, где было все необходимое для тренировок. Вторая составляющая – духовная. Филип стремился заразить меня философией этого искусства, магией преодоления страха. А еще он научил меня завязывать очень крепкие, надежные узлы, – а это крайне важно для безопасности канатоходца.

О.С.: Как режиссер объяснял вашу актерскую задачу?

Дж. Г.-Л.: Мы подробно обсуждали с Бобом (Робертом Земекисом) особенности характера моего героя. Он мне говорил, что этот характер в чем-то должен быть близок персонажу Джорджа Скотта в фильме «Паттон» и Моцарту из «Амадея» Формана. Оба они – одержимые идеей сильные одиночки, блистательные безумцы.

О.С.: Вы стремились подражать Филипу Пети?

Дж. Г.-Л.: Нет, я восе не хотел стать его имперсонатором. Но мне важно было ухватить его характер, темперамент, манеру его речи. И еще меня поразил его оптимизм, такая неизменно позитивная настроенность. Он и сейчас такой. Кстати, после трюка на ВТЦ он не вернулся во Францию, остался жить в Нью-Йорке.

О.С.: Чувство страха было сильным?

Дж. Г.-Л.: Конечно. Волнение неизбежно. Это инстинкт. Разумеется, канат был натянут не очень высоко над землей. И к моему телу был на всякий случай прикреплен страховочный шнур. Но никакая страховка не помогает сохранить равновесие. И чувство страха начинает проходить только со временем, после длительных тренировок.

О.С.: Что вы чувствовали, когда снимался переход вашего героя между башнями?

Дж. Г.-Л.: Целая буря чувств! Первая реакция – нет, никогда, забудьте, это невозможно. Но потом человек себя заставляет. И в момент перехода у моего героя появляется гордость за себя – я делаю то, что никто до меня не сделал. И добавим – не сделает никогда. Башен-то уже нет...

О.С.: Помните день теракта?

Дж. Г.-Л.: Конечно. 11 сентября (2001 года) я был в Нью-Йорке, в классе по литературе Колумбийского университета, где тогда учился. Преподаватель рассказывал нам о трагедии Шекспира «Тит Андроник». А за окном – реальная трагедия. Я пытался пройти в даунтаун, но людей заворачивали на полпути. Город, понятно, был перекрыт. Я послал имейл родителям, чтобы убедиться, что у них все в порядке. Тот день никогда не забыть.

О.С.: Вы сами склонны к риску? И что такое риск для актера?

Дж. Г.-Л.: В чем-то наша профессия сродни хождению по канату. Ты согласился на роль? Все, с этого момента вниз нельзя смотреть и нельзя думать: а что если я упаду, если у меня ничего не получится. Вдруг я забуду свою реплику, вдруг у меня не заладится роль. Как только начинаешь так думать, значит, точно свалишься.

О.С.: А о чем нужно думать, когда идешь по канату?

Дж. Г.-Л.: Нужно смотреть строго перед собой и видеть конец каната. Не смотреть по сторонам и вниз, надо думать только о том, куда поставить ногу, как сохранить равновесие. Я не хочу создавать впечатление, что я всю эту науку освоил в совершенстве. Самые сложные трюки делает в фильме мой замечательный дублер Джейд Киндар-Мартин. Он профессиональный циркач, великолепный канатоходец.

О.С.: О чем вы говорили с Пети? Что он вам рассказал интересного?

Дж. Г.-Л.: Мы много говорили о той эпохе, когда он совершил свой безумный трюк. Очень бурное для Америки время. Антивоенное и феминистское движение на пике, уход Никсона в отставку из-за Уотергейта. Я сказал Филипу: наверное, вы хотели что-то важное выразить своим трюком, что все возможно, что надо верить в силу преодоления. Нет, отрезал он, никаких политических аналогий. Меня привлекала только красота идеи. И ничего больше.

О.С.: У Пети была заветная цель, красивая мечта, которую он реализовал. А у вас есть мечта?

Дж. Г.-Л.: Трудно сравнивать... Несколько лет назад я задумал амбициозный интернет-проект, который должен соединить усилия многих людей и дать им возможность коллективно заниматься творчеством. Так возник hitRECord. Люди могут ставить на сайт свои музыкальные опыты, обмениваться ими, публиковать книги, снимать фильмы. И вот уже второй сезон выходит получасовая программа («HitRECord на ТВ с Джозефом Гордон-Левиттом»), в которую внесли вклад более 350 тысяч участников этого виртуального творческого сообщества. Наша программа получила премию «Эмми». Да, мечты порой сбываются.

XS
SM
MD
LG