Линки доступности

Аскар Акаев: Опасность афганского сценария в Кыргызстане была реальной


Аскар Акаев, политический деятель и ученый-физик. В советские годы возглавлял Академию наук Киргизской ССР. Во времена горбачевской перестройки стал членом ЦК компартии Киргизии, депутатом Верховного Совета СССР. В 1990-м он был избран президентом Кыргызстана. В 1995-м – переизбран на новый срок. Руководил Кыргызской Республикой более 14 лет. После «тюльпановой революции» в марте 2005-го покинул страну. Проживает в Москве. Сегодня первый президент Кыргызстана отвечает на вопросы Русской службы «Голоса Америки».

Вадим Массальский: Аскар Акаевич, как вы оценивает сегодняшнюю политическую ситуацию в Кыргызской республике?

Аскар Акаев: То, что Курманбек Бакиев покинул Кыргызстан, – это, конечно, будет способствовать улучшению обстановки. Это даст возможность временному правительству приступить к неотложным делам по выводу страны из того катастрофического состояния, куда завели ее Бакиев и его команда. В целом, я оцениваю ситуацию, как стабилизирующуюся. И то, что временному правительству удалось договориться с Бакиевым, это тоже позитивный шаг. Иначе новой власти было бы трудно получить легитимность и решать неотложные задачи.

В. М.: Насколько очевидна взаимосвязь между недавним телефонным звонком Курманбека Бакиева Владимиру Путину и последовавшим сразу за этим сообщением, что новые кыргызские власти готовы гарантировать безопасность свергнутому президенту?

А.А.: Да, я вижу здесь прямую связь. И я считаю, что позиция Москвы заслуживает здесь благодарности со стороны народа Кыргызстана. Во-первых, Россия помогла как раз разрядить ситуацию. Ведь если вы помните, еще два дня назад Бакиев угрожал, что он поднимет Юг против Севера, что будет море крови… И я думаю, что российский президент Дмитрий Медведев несколько дней назад, выступая в Вашингтоне, был совершенно прав, когда заявил об опасности «афганизации» Кыргызстана.
Во-вторых, Россия первой, как всегда, пришла на помощь народу Кыргызстана. Речь идет и о финансовой поддержке, и о помощи в проведении весенне-полевых работ. Ведь сейчас наша республика доведена до края пропасти. Я считаю, что во всех отношениях поддержка Москвы была своевременной и заслуживает только благодарности. Кстати, Россия как союзница по ОДКБ имела право оказать Кыргызстану и военную помощь в разрешении конфликта. К счастью, конфликт удалось преодолеть дипломатическим путем.

В.М.: Сейчас в мировой прессе, в экспертном сообществе немало пишут о том, что Москва, вероятно, принимала скрытое участие в подготовке смены режима в Бишкеке. Этим якобы и можно объяснить тот факт, что российское руководство первым признало временное правительство Кыргызстана. Ваше мнение на сей счет?

А.А.: Я со всей ответственностью заявляю, что никакого влияния России на крах бакиевского режима нет. Этот крах президент Бакиев сотворил сам. Он своей непоследовательной внутренней и внешней политикой довел страну до глубочайшего политического и экономического кризиса. В Кыргызстане произошло стихийное народное восстание. Это был классический социальный бунт против авторитарного и репрессивного режима, который довел народ до обнищания и хотел лишить его свободы.
Думаю, что крах режима, который я многократно предсказывал, случился бы еще год назад, если бы не колоссальная помощь России. Вспомните, в 2009-м году Россия предоставила Кыргызстану – не режиму Бакиева, конечно, а народу республики – кредит в 500 миллионов долларов. Если бы эти ресурсы пошли на поддержку национальной экономики, то сейчас бы страна была на подъеме. Однако эти деньги были разворованы командой Бакиева.
Так что Россия никак не была заинтересована в дестабилизации ситуации в Кыргызстане. А то, что она первой пришла на помощь, то это нормально. Ведь Кыргызстан, как и вся Центральная Азия, – это зона естественных исторических интересов России. У Кыргызстана два века общей исторической судьбы с Россией. Именно Россия вывела нас из азиатского феодализма в его худшем обличье – Кокандского ханства. Под гнетом этого ханства киргизы вообще чуть не исчезли. И поэтому наш народ всегда будет благодарен России за то, что она освободила нас от феодальных оков. А Бакиев как раз хотел снова надеть на народ эти оковы. В последние месяцы он пытался закрепить в конституции республики норму, которая бы позволяла передавать власть, практически как в Кокандском ханстве, по наследству.

В.М.: В таком случае, не считаете ли вы ненормальным, что бывший президент Курманбек Бакиев, который, по вашим словам, ответственен за катастрофу в республике, сейчас, по сути, освобожден от ответственности и при содействии Москвы получил право покинуть Кыргызстан?

А.А.: Я абсолютно согласен с тем, что президент Курманбек Бакиев, который довел страну до краха, который расправлялся с оппозицией, наконец, который закончил свое правление тяжким преступлением, отдав приказ стрелять в свой народ, должен отвечать за свои действия. И тут я не могу не вспомнить, что во время так называемой «тюльпановой революции», многие на Западе считали Бакиева демократической альтернативой «акаевскому правлению», ему аплодировали как «революционному демократическому лидеру». И все это развязало руки Бакиеву. Он посчитал, что теперь получил индульгенцию на все времена и повел страну к авторитаризму.
В том, что Бакиеву сейчас удалось уйти от ответственности, я считаю, виновно временное правительство республики. Почему оно распустило действующий парламент? Пусть он был пробакиевский. Но только через парламент – и это было реально – временное правительство могло легализовать свою деятельность. Но, распустив парламент, новые лидеры не оставили себе выбора действовать в правовом поле, кроме как договариваться с Бакиевым, чтобы последний добровольно сложил с себя обязанности главы государства.
В этом политическом контексте Россия действовала правильно, выступив посредником и помогая разрядить ситуацию. Однако я считаю, что придет время, и народ Кыргызстана призовет Бакиева к ответу за его преступления. Ведь он и его команда имеют отношение к заказным убийствам, к разгулу коррупции и воровству бюджетных средств.

В.М.: Аскар Акаевич, сейчас пресса в Соединенных Штатах пишет о коррупции при снабжении, в частности – при поставках топлива для американской авиабазы в Кыргызстане, в Манасе. В этих коррупционных схемах фигурируют не только имена членов семьи бывшего главы республики Бакиева, но и семьи первого президента Акаева. Как вы прокомментируете эту информацию?

А.А.: Вы знаете, это цинизм и двуличие, который мы на каждом шагу встречаем. В 2001-м году, после террористической атаки на Америку, руководство в Бишкеке, проконсультировавшись с Москвой и Пекином, дало разрешение ВВС США для пролета в Афганистан через наш аэропорт Манас. Подчеркну, никакой арендной платы мы с Америки не брали. Мы считали, что это вклад Кыргызстана в международную антитеррористическую борьбу.
А торговля и коррупция вокруг этой базы началась после прихода к власти Бакиева. Летом 2005-го года на саммите ШОС Бакиев сделал заявление о закрытии базы. Но позже американцам он заявил: база останется, дескать, это на него «давили» коллеги по ШОС. Я убежден, что если говорить об оплате за пользование авиабазой, то здесь был коррупционный «откат» Бакиеву и членам его семьи, иначе бы база в Манасе была закрыта.
Кстати, сами американцы, которые и в прошлом году вели переговоры с Бакиевым о сохранение базы, признавали, что «внешняя политика Бакиева – это торговля на восточном базаре». Напомню, что в прошлом году в Москве Бакиев снова заявил, что база в Манасе будет закрыта. Россия выделила Кыргызстану кредит в 2 миллиарда долларов, из которых полмиллиарда Бакиев успел получить и использовать в интересах своей семьи. Но, в конце концов, Бакиев просто переименовал военную базу в Центр транзитных перевозок. Вот такую политику шантажа и Москвы, и Вашингтона вел Бакиев.

В.М.: А какой вам видится роль Соединенных Штатов в нормализации ситуации в Кыргызстане и вокруг него?

А.А.: Пока американские войска находятся в Афганистане, Вашингтон, конечно, будет заинтересован в том, чтобы ситуация в Кыргызстане была стабильной, благоприятной для США, чтобы база в Манасе функционировала. Кстати, временное правительство в Бишкеке подтвердило свою готовность выполнять международные обязательства своей страны.
По моему мнению, американцы считают, что все страны в мире являются их «соседями». И поэтому, я думаю, у Америки в Центральной Азии всегда будут свои интересы. Кстати, я убежден, что так называемая «тюльпановая революция» пять лет назад в Кыргызстане, была осуществлена при поддержке США. В том числе – при финансовой поддержке. После тех событий пятилетней давности я был вынужден покинуть свою страну.

В.М.: Теперь вы планируете вернуться в Кыргызстан?

А.А.: Это моя родина, там могилы моих предков. Да, конечно, я хотел бы вернуться в Кыргызстан, но в политику – нет. В Кыргызстане много талантливых людей. Если позволить народу самому решать свою судьбу, он выберет себе достойного лидера. Уверен, все будет хорошо. Я же, повторюсь, не планирую возвращаться в политику, и потому считаю, что сейчас мне политкорректность в оценках не обязательна.

В.М.: Спасибо за ваши ответы.

Читайте также:

Роза Отунбаева: опыт политических потрясений

Предприниматели Кыргызстана требуют честного правительства

Курманбек Бакиев покинул Кыргызстан

XS
SM
MD
LG