Линки доступности

Иностранное оружие для российских вооруженных сил


На первый взгляд, вопрос, должна ли Россия покупать оружие за рубежом, носит риторический характер. Россия импортирует оружие сегодня и покупала некоторые комплектующие для вооружений даже в пору советской самоизоляции. Тем не менее, эта тема стала предметом острой дискуссии, прошедшей в рамках круглого стола, на дискуссионной площадке РИА «Новости».

Россия более известна, как продавец оружия. И некоторые российские разработки, по мнению специалистов, не имеют себе равных. Но это лишь часть, как выясняется, не самой радужной картины.

«В основе мы планируем закупать оружие только у себя, но есть вещи, где мы отстали сегодня очень значительно. И, в качестве временной меры, Министерство обороны вынуждено было выйти с предложением о закупке таких вооружений за рубежом. Это единичная мера. Нас гораздо больше волнует сегодня переоснащение оборонных отраслей промышленности», – заявил заместитель министра обороны, начальник вооружения Вооруженных сил Владимир Поповкин.

Он сообщил неутешительные данные. Российская оборонная промышленность до сих пор не оправилась от многолетней стагнации. Многие российские технологии устарели – прежде всего, это касается электронно-компонентной базы, брони, двигателей для практически всех видов армейской техники.

Поповкин привел два примера. По его словам, для того, чтобы провести жизненно необходимую модернизацию бронетранспортеров, необходимы новые двигатели, новая броня и новая электроника. Ничего этого в российском исполнении сегодня не существует и их появление в обозримом будущем не предвидится.

Значительные средства были вложены в создание отечественного беспилотного самолета-разведчика. Когда разработчики представили свое детище на суд заказчикам, выяснилось, что российский беспилотник абсолютно по всем параметрам хуже израильского аналога. Технологическое отставание российской армии по многим параметрам продемонстрировал и недавний конфликт с Грузией.

Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов полагает, что нужно искать ответ не на вопрос, покупать ли оружие за рубежом, а на вопрос какое оружие закупать и для чего. В этом случае, необходимо понимать, какой тип военного конфликта наиболее вероятен, где он, скорее всего, может произойти и кто будет противником российских войск. Также важно понимать, в скольких военных конфликтах одновременно придется участвовать России.

Коновалов напомнил, что ни в «Стратегии национальной безопасности», ни в «Новой военной доктрине», ни в других подобных документах об этом, фактически, ничего не говорится. Внятный подход к закупкам оружия и военных технологий невозможен без четкого понимания задач, которые будут обязаны решать российские вооруженные силы.

Александр Коновалов иллюстрировал эту мысль примером с французским вертолетоносцем «Мистраль», который, как было объявлено, намерена закупить Россия: «Мистраль» – отличный корабль, только он нам абсолютно никуда не монтируется. Где мы собираемся десантировать мотострелковый батальон, который усилен танками и вертолетами? Я уж не говорю о том, какими вертолетами мы собираемся оснащать этот корабль – французскими или своими? А влезут ли наши вертолеты в подъемники?».

По мнению Коновалова, «оружие покупать за рубежом, конечно, надо, потому что это позволит быстро сократить отставание», но необходимо установить приоритеты таких закупок. Но это, по мнению эксперта, задача политиков.

Не все специалисты одобряют практику закупок продукции иностранного ВПК. Так, руководитель Отдела по оборонной политике Российского института стратегических исследований Григорий Тищенко считает, что «закупки вооружений за рубежом – это деньги, отнятые у нашей промышленности». На это Владимир Поповкин возразил, что переустройство всей российской оборонной промышленности потребовало бы вложения значительных средств, которых у России нет.

Возможно, неясности и споры, связанные с закупками оружия, во многом, зависят и от положения России в мире, которое заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко определил, как «стратегическое одиночество». По оценкам Макиенко, круг источников, из которых Россия может получить передовые вооружения, «весьма ограничен».

Как следует из аналитической записки Центра анализа мировой торговли оружием, уровень доверия еще не настолько высок, чтобы Россия могла себе позволить закупать за рубежом готовые вооружения, ключевые для обеспечения национальной безопасности страны. В то же время, без такого импорта, как это ни парадоксально, создается угроза национальной безопасности. Речь идет о системах связи и управления всех уровней, изделиях для военно-морских подразделений, беспилотных летательных аппаратах и современной экипировке военнослужащих.

XS
SM
MD
LG