Линки доступности

Курильская трубка мира


Президент РФ Дмитрий Медведев во время посещения острова Кунашир. Россия. 1 ноября 2010 года
Президент РФ Дмитрий Медведев во время посещения острова Кунашир. Россия. 1 ноября 2010 года

Эксперты России, Японии и США о том, почему так много шума вокруг четырех тихих островов

С тех пор, как 1 ноября прошлого года президент Дмитрий Медведев побывал на Кунашире – самом южном острове Курильской гряды, нарастает напряженность в отношениях между Россией и Японией, которая оспаривает четыре острова Курильской гряды, считая их своими северными территориями. В российских источниках содержатся данные о том, что Южные Курилы и Южная часть Сахалина с 1905 года принадлежали Японии после поражения России в русско-японской войне, а по итогам Второй мировой войны вошли в состав СССР.

«Действительно, согласно Сан-Францискому мирному договору 1951 года, "Япония отказывается от всех прав и правооснований на Курильские острова и Сахалин". Однако договор не содержит никакого указания на то, что рассматриваемые территории передаются СССР. К тому же, представители СССР покинули зал конференции, отказавшись подписывать договор, заключенный 49 странами, в том числе США и Великобританией», – напоминает Фусы Хироюси, старший научный сотрудник исследовательского отдела газеты «Иомиури Симбун».

Официальный Токио заявил, что визит российского президента на Кунашир «ранит чувства» японского народа. Затем последовала череда взаимных обвинений и упреков на уровне МИДов и глав правительств двух стран. Дошло до того, что в российских СМИ и блогосфере начались дискуссии о возможности военного конфликта между Россией и Японией за четыре острова Курильской гряды – Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан.

России и Японии нужен тайм-аут

Профессор Акихиро Ивасита, директор научно-исследовательского центра славистики при Университете Хоккайдо, сказал «Голосу Америки», что нынешняя эскалация напряженности «достигла предела». По мнению профессора Иваситы, это, отчасти, спровоцировала сама Япония, когда в 2009 году заняла «бескомпромиссную» позицию по вопросу о Южных Курилах, требуя «особого решения» о судьбе островов.

24 января нынешнего года премьер-министр Японии Наото Кан, выступая на открытии очередной сессии японского парламента с речью по основам политики, заявил, что планирует «расширять сотрудничество с Россией в экономической сфере, включая разработку природных ресурсов и модернизацию, сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мировом сообществе».

Андрей Кортунов, руководитель московского фонда «Евразия» – сторонник именно такого развития событий в двусторонних отношениях: «Вопрос о Южных Курилах сейчас стоит отложить и говорить об экономическом сотрудничестве, гуманитарных контактах. Вернуться к вопросу об островах можно будет тогда, когда стороны пересмотрят свои перспективы в северной части Тихого океана и свой статус в мире».

Виктор Кузьминков из Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН называет «знаковым событием» переговоры, которые глава японского внешнеполитического ведомства Сэйдзи Маэхара провел в этом месяце в Москве с главой российского МИДа Сергеем Лавровым, а также участие Маэхары в заседании межправительственной комиссии двух стран по торгово-экономическому сотрудничеству. «Токио показал, что готов развивать двусторонние экономические связи без особой оглядки на политические проблемы. В МИД Японии называют такой подход "экономической дипломатией", которую правительство Кана готово активно применять, и которая, при правильном подходе, позволит не только лишний раз не раздражать Москву, но и не провоцировать националистически настроенных японских политиков», – считает Кузьминков.

Войной не пахнет

Ни один из опрошенных «Голосом Америки» экспертов в России, Японии и США не считает, что напряженные отношения между Москвой и Токио могут перерасти в вооруженный конфликт. Брайс Уэйкфилд из Азиатской программы Центра Вудро Вильсона в Вашингтоне отметил, что люди, распространяющие подобные слухи, «не до конца понимают всю сложность этого спора с точки зрения японцев». «Этот вопрос связан в Японии с национальной гордостью. И именно в таком свете правительство всегда представляет эту проблему. Однако утверждение о том, что японцы будут готовы вступить в войну из-за этих островов, является преувеличением».

Такого же мнения придерживается профессор Ивасита: «Японская общественность обращает мало внимания на вопрос Курильских островов, потому что сейчас ее больше волнуют внутренние проблемы, главная из которых – бюджет страны».

Кортунов считает также «бессмысленным» направлять вертолетоносцы «Мистраль» на российский Дальний Восток: «Япония не представляет никакой опасности для России. Кроме того, она с 1961 года связана с США договором о безопасности. Любая агрессия против Японии будет расцениваться как агрессия против США».

Вместе с тем, российский эксперт отмечает необходимость борьбы с браконьерством японских рыбаков в российских территориальных водах, а также с коррупционерами в самой России, позволяющими японским гражданам эксплуатировать российские природные ресурсы. По мнению Кортунова, правительства в Москве и Токио одинаково заинтересованы в решении этой проблемы, а также северо-корейского вопроса и проблемы распространения ядерного оружия.

Америка в роли виноватого стрелочника

Госдепартамент США призвал к диалогу между Россией и Японией, выразив заинтересованность в «стабильности в регионе».

В США вызвало удивление то, что в России «стало сенсацией» заявление «Интерфаксу» посла США в Москве Джона Байерли, подтвердившего, что Госдепартамент США признает суверенитет Японии над четырьмя островами Курильской гряды. «Позиция США по вопросу о Южных Курилах не менялась с 1952 года», – сказал «Голосу Америки» пресс-аташе американского посольства в Москве Дэвид Сифкин.

Брайс Уэйкфилд отмечает последовательность позиции США по этому вопросу: «Дело в том, что когда МИД Японии был готов принять предложение Советского Союза о передаче двух островов (в 1956 году – прим. И.Д.) , США убедили Японию отказаться от этого соглашения. С того момента позиция США, заключающаяся в том, что Японии должны быть переданы все четыре острова, не изменилась».

Тем не менее, вслед за нынешним заявлением официального Вашингтона – ничем не отличающимся от прежних – МИД РФ вызвал посла Байерли, которому, как было сказано, «вновь изложена принципиальная и неизменная позиция РФ в отношении российского суверенитета над Южными Курилами».

Андрей Кортунов находит объяснение недовольству России: «"Перезагрузка" предполагает сближение позиций США и России. Таковы ожидания Москвы. Этим объясняется демарш России».

«Кубик Рубика» на Курилах

Каковы возможные варианты решения Курильского территориального спора? Брайс Уэйкфилд считает, что одним из самых реалистичных подходов к решению этой проблемы является Совместная декларация Японии и СССР от 1956 г. Статья 9 документа гласит: «Оба правительства согласились на передачу Японии после заключения мирного договора двух островов Курильского архипелага – Хабомаи и Шикотан». Декларация была ратифицирована Верховным Советом СССР, но предложение о передаче Японии двух островов СССР отозвал в 1960 г. Теперь, как полагает американский эксперт, такой вариант больше не рассматривается российской стороной.

Отвечая на вопрос «Голоса Америки» о других вариантах решения территориального спора, Уэйкфилд заметил: «Я не думаю, что такие варианты существуют».

Тем не менее, Андрей Кортунов считает позицию российской стороны более гибкой: «Россия предлагала передать Японии два острова и обсудить судьбу еще двух островов. А Япония предлагала растянуть во времени передачу ей всех островов и отказывалась привлечь Международный суд в Гааге к решению этого вопроса. Так что его решение затруднено. В рамках этой системы отношений ожидать прорыва невозможно. Стороны сами себя загнали в тупик, когда любая уступка будет считаться поражением».

Другие новости о событиях в мире читайте в рубрике «В мире»

XS
SM
MD
LG