Линки доступности

Американские муниципальные выборы: апатия от благополучия


В Америке, как и в России, выборы в местные органы власти, судя по сообщениям СМИ и штабов избирательных кампаний, перестали вызывать не только ажиотаж, но и элементарный общественный интерес. Хотя и в силу совершенно разных причин. Если в России апатию избирателей некоторые наблюдатели внутри страны и за рубежом объясняли заранее известными результатами так называемых выборов, то в Штатах ситуация несколько иная. Здесь никто не посягал на права и обязанности граждан изъявлять свою волю на избирательном участке. Тем не менее, на прошедших 3 ноября в Хъюстоне выборах мэра города царили тоска и уныние. Точно такие же, какие сопутствовали всей предвыборной кампании.

Пост мэра четвертого по количеству жителей города страны не последнее место в иерархии американской бюрократии. Раз в шесть лет, когда популярный в городе мэр уже исчерпал три двухгодичных срока правления, за него обязательно ведутся ожесточенные бои. В этом году мэр Бил Уайт уходит с поста главы города, чтобы баллотироваться в сенаторы США на место республиканки Кей Бейли Хатчисон, которая собирается выставить свою кандидатуру на пост губернатора штата Техас в 2010 году. Хьюстон является не только энергетической столицей страны. Ведущие промышленные отрасли, расположенные в городе, приносят многомиллиардную прибыль не только Техасу, но и всей Америке. Тем не менее, журналисты и эксперты дружно отмечают, что более скучной и бессодержательной предвыборной кампании на пост главы города они не помнят.

В чем причина апатии избирателей? «На выборах проголосовало менее 20% зарегистрированных избирателей, – сообщила Беверли Кауфман, секретарь администрации графства Харрис. – Обычно в аналогичных выборах участвует не менее 30% избирателей».

«Все дело в том, – считает профессор университета Райс Роберт Штейн, – что большинство жителей города довольны работой городской администрации. Добавьте к этому отсутствие серьезных муниципальных проблем, схожесть и непримечательность кандидатов, а так же невовлеченность больших денег в предвыборную гонку – и получите как раз то, чему мы стали свидетелями: скучные выборы».

Выборы в сознании большинства американцев – это такое же обязательное развлечение, как, скажем, чемпионат страны по бейсболу. Участники должны продемонстрировать красивую, увлекательную игру, полную коллизий и неожиданностей. Иначе и смотреть не стоит. Своим отказом от участия в выборах мэра города хьюстонцы заявили о том, что кандидаты показали скучную игру, недостойную внимания. Хотя в самом своем начале предвыборная гонка обещала быть острой и насыщенной.

Для этого были все основания. Участники, предложившие свои кандидатуры на пост мэра города, на первый взгляд казались настолько разными, что не могло возникнуть сомнения: в первые же дни предвыборной кампании разразится скандал. Кандидатами предстали: Питер Браун, белый пожилой архитектор, член городского совета, женат на наследнице состояния Шлюмберже; Анис Паркер, муниципальный казначей, лесбиянка; Джин Лок, афроамериканец, бывший городской прокурор; Рой Моралес, латиноамериканец, полковник ВВС США в отставке. Но скандала не последовало ни в первые дни, ни позже. Напрасно избиратели ждали представления, или хотя бы сколь-нибудь увлекательных дебатов.

Мустафа Тамиз, независимый политический консультант, считает, что основная причина предвыборной скуки заключается в самих кандидатах. «Никакие они не лесбиянка, черный, белый и мексиканец. Все четверо представляют один и тот же средний класс, в котором отсутствуют различия по рассовому или иному признаку. Потому понятно, почему позиции кандидатов совершенно друг от друга не отличаются. По сути, это одна позиция, платформа среднего класса».

По ходу своего развития, предвыборная гонка постепенно превратилась в сонное топтание на месте. Скучно стало всем, включая самих кандидатов. Участвуя в общественных диспутах, они часто были вынуждены признать, что согласны друг с другом во всем, включая необходимость отменить дальнейшие дебаты за неимением разногласий. Чтобы немного развеять тоску, Джин Лок вяло обвинил Брауна в расизме, когда тот пожертвовал сто пятьдесят долларов на нужды афроамериканской церкви, где Лок является прихожанином. Браун также вяло ответил обвинением Лока в финансовом головотяпстве, когда тот был городским прокурором. Этим скандальность компании ограничилась. Никто не обратил внимания на то, что вливая миллионы долларов из состояния своей супруги Шлюмберже в предвыборную компанию, Браун лишь усугубляет конфликт между бизнес-интересами своей жены и интересами муниципалитета, которые он представляет как член городского совета.

Вполне возможно, сонливость компании и кандидатов – свидетельство того, что Хьюстон достиг здорового благополучия. Никто не предлагает революционных идей просто потому, что в масштабах города нет причины что-либо менять. Сами же кандидаты в молодости достаточно потрудились на ниве революции. Лок, будучи молодым юристом, активно боролся за гражданские права. Паркер объявила себя лесбиянкой еще в те времена, когда это было не только не модно, но и опасно. Моралес, как ни крути, боевой полковник ВВС, а Браун – солидный предприниматель с большим стажем. Видимо, Хьюстон и вместе с ним американское общество повзрослели настолько, что цвет кожи и половая ориентация сами по себе не вызывают возражений и эмоций. С этим своего рода успехом можно, безусловно, поздравить американцев. Но как же быть с проблемой отсутствия лидерства? Неужели в городе и области все настолько благополучно, что и обсуждать на предвыборных дебатах нечего?

«В городе действительно все спокойно, – говорит профессор Штейн. – Улучшение и без того отличной сети городских дорог и повышение зарплаты полицейских – и без того достаточно высокой – не могут вызвать широкого общественного резонанса. Наши скучные выборы свидетельствуют об одном: в Хьюстоне все в порядке».

Может быть, апатия от сытости и есть главная цель американской демократии? Ведь заранее известно, что любому из кандидатов можно смело доверить кресло мэра, и жизнь в городе хуже не станет. Собственно, и в любом российском городе будущий мэр заранее известен, что также отменяет необходимость выходить на выборы. Выходит, анемичность у российского и американского электората одна, а причины ее разные. В этом месте необходимо сделать выбор, и Хьюстон свой выбор сделал.

XS
SM
MD
LG