Линки доступности

Human Rights Watch: Россия могла бы предотвратить зверства в Сирии


Рэйчел Денбер
Рэйчел Денбер

Рэйчел Денбер прокомментировала для «Голоса Америки» доклад о соблюдении прав человека в мире за 2013 год

21 января международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала ежегодный доклад о соблюдении прав человека в мире за 2013 год. В интервью Русской службе «Голоса Америки» заместитель директора отделения HRW по Центральной Европе и Азии Рэйчел Денбер прокомментировала части доклада, касающиеся России и Соединенных Штатов.

Данила Гальперович: В своем докладе HRW подчеркивает, что освобождение российскими властями активистов Гринписа, участниц группы Pussy Riot и Михаила Ходорковского — шаги важные, но недостаточные. Почему?

Рэйчел Денбер: Это, конечно, очень впечатляющее и очень позитивное развитие событий, когда Pussy Riot, Ходорковский и активисты Гринписа получили свободу. Это прекрасно, что все эти люди наконец-то смогли встретиться со своими семьями. Конечно же, это очень важные вещи в их жизни, и это очень впечатляющий шаг Кремля. Но это не сигнализирует о том что авторитарное и репрессивное направление политики, которое было взято российской властью фактически в мае 2012 года, как-то меняется.

Со стороны властей нет никакого признания того, что сами преследования этих людей были неправильными. Я бы хотела, чтобы мой ответ вам был более оптимистичным, чтобы я услышала от российских властей хоть какое-то признание того, что что-то было сделано неверно. Никто из российской власти не сделал по этому поводу никаких подобных заявлений, о всяком случае до сих пор. Пока существует абсолютная безнаказанность использования уголовной системы наказаний в политических целях, мы, к сожалению, вполне можем ожидать, что это продолжится.

Потому что создана полная инфраструктура для использования правоохранительной системы в политических целях. Лишь через несколько минут после того, как Михаил Ходорковский был помилован, эколог-активист в Краснодаре был приговорен к реальному сроку заключения: три года. Его зовут Евгений Витишко, он сейчас подает апелляцию, и его приговор был явно абсурдным, совершенно не пропорциональным содеянному. Тем не менее, освобождения резонансных заключенных имели большое значение потому, что, как я уже сказала, они сыграли положительную роль в судьбе и жизни людей, которые были отпущены из заключения. Но не только: они показали, что Кремлю совсем не безразлично, что о нем думают за границей.

Д.Г.: А почему российские власти вдруг действительно стало заботить впечатление от их страны за границей?

Р.Д.: Я думаю, что Кремль сейчас действительно заботится о своей международной репутации, и здесь очень серьезно повлиял фактор надвигающихся событий. Россия сейчас находится в центре внимания по очень многим причинам: во-первых, она очень нуждается в инвестициях для исправления своей экономической ситуации, во-вторых, на горизонте уже маячит проведение саммита «Большой восьмерки», в которой России председательствует. Но главный фактор — это, конечно же, Олимпийские игры в Сочи.

Я думаю, что цель того, что Pussy Riot, Ходорковский и активисты Гринпис отправились по домам до Рождества или до Нового года, состояла в том, чтобы убрать мрачную тень с предстоящих Олимпийских игр, убрать из возможных переговоров и бесед такую тему, как заключение всех этих людей, убрать это из повестки дня. Мы помним, что амнистии в России вообще происходят не так уж редко: это была амнистия на юбилей Конституции, и по ней вышли тысячи не столь известных людей. Но, насколько мы помним, текст ее был даже исправлен, с тем, чтобы дать возможность, например, Pussy Riot точно выйти из заключения.

Д.Г.: Давайте поговорим о Соединенных Штатах. Вы в докладе назвали разоблачения, сделанные Эдвардом Сноуденом, важными, а его самого — информатором, действовавшим на благо общества. Почему вы так считаете?

Р.Д.: Эдвард Сноуден – это классический пример общественного информатора; мы считаем что он абсолютно подходит под это определение. Многие чиновники в США отстаивают необходимость массового сбора данных, они говорят о том, что если бы у спецслужб была возможность иметь такие данные о телефонных переговорах до 11 сентября 2001 года, то ужасный теракт был бы предотвращен. Но исследования комиссии Конгресса США показали, что примерно такие данные у спецслужб были, и они просто ими не делились.

Спецслужбам не нужно шпионить за миллионами американцев и подслушивать их разговоры, чтобы бороться с терроризмом. То, что им нужно, это более эффективно использовать уже имеющуюся у них информацию и создавать более эффективные механизмы. Мне кажется, что Эдвард Сноуден раскрыл то, что каждый американец должен знать. К сожалению, его преследуют по так называемому «закону о шпионаже».

Дело в том, что в других законах Соединенных Штатов есть оговорка, которая исключает уголовное преследование, если деяние совершено в интересах общественного блага. То, что сделал Сноуден – явно сделано в интересах общественного блага, но по тому закону, по которому его обвиняют, допущения по отмене преследования при таких обстоятельствах нет.

Д.Г.: Вернемся к России. Что нужно сделать российским властям, чтобы российская часть в следующем вашем ежегодном докладе была более позитивной?

Р.Д.: Множество проблем, которые российской власти в сфере прав человека нужно будет решить в начавшемся году, унаследовано от года предыдущего. Прежде всего, я считаю, что должен быть отменен закон о запрете так называемой гей-пропаганды. Должен быть отменен закон об «иностранных агентах». Правительство должно наконец-то начать преследовать за преступления против представителей ЛГБТ и мигрантов. Власти должны перестать распространять пропаганду против ЛГБТ на государственных телевизионных каналах. Россия должна немедленно прекратить содержание людей за решеткой по так называемому «Болотному делу» и освободить их.

Д.Г.: Россия в прошедшем году предприняла несколько впечатляющих внешнеполитических маневров, имеющих правозащитную сторону: например, она оказала довольно большое влияние на ход сирийского конфликта. Что вы об этом думаете?

Р.Д.: Да, Россия – очень важный игрок в ситуации с Сирией, и мы должны отдать должное России за то, что Советом Безопасности ООН была в итоге принята резолюция, требующая от Сирии избавиться от химического оружия, и которая теперь выполняется. Но это только подчеркивает то, какую позитивную роль Россия могла бы сыграть, если бы она изначально захотела повлиять на абсолютно нетерпимую ситуацию, сложившуюся в Сирии. Там – миллионы людей, не могущих получить гуманитарную помощь, в которых они отчаянно нуждаются.

Россия и Китай блокировали все резолюции Совета безопасности ООН, в которых от правительства Сирии требовали улучшить гуманитарную ситуацию и дать возможность доставлять гуманитарную помощь по другим каналам, нежели только через Дамаск, как того требуют сирийские власти. Россия также блокировала любые резолюции с упоминанием возможности Международного уголовного суда за преступления в Сирии. Я уверена что именно из-за безнаказанности тех массовых зверств, которые происходили в этой стране, существует возможность их повторения.
  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG