Линки доступности

Гражданское общество в России: трудности становления


Дирк Хебекер
Дирк Хебекер

Дирк Хебекер, прекрасно владеющий русским языком, рассказал собравшимся, что соглашение об открытии в Москве офиса Управления Верховного комиссара ООН по правам человека было подписано в августе 2007 года, а сам офис открылся в марте 2008-го.

В Петербурге старший советник Верховного комиссара ООН по правам человека бывал несколько раз. На этот раз он приехал, чтобы представить петербургской общественности Универсальный периодический обзор (УПО), составленный на основе резолюции 60/251 Генеральной Ассамблеи ООН. Этот обзор существует в электронном виде на нескольких языках, в том числе и на русском.

При составлении обзора учитываются ежегодные доклады о состоянии прав человека, представляемые как официальными организациями (в случае России – Общественной палатой при Президенте РФ и ее региональными отделениями), так и независимыми от государственных структур правозащитниками.

Сопоставление этих докладов дает возможность предложить стране список рекомендаций по улучшению ситуации в сфере прав человека. Россия получила в этом году 57 рекомендаций, из которых она полностью приняла к исполнению 40, а в отношении остальных 17-ти выдвинула те или иные условия. К примеру, российские власти не приняли рекомендацию о борьбе с дискриминационными и экстремистскими проявлениями в любой сфере на том основании, что «данная работа ведется в постоянном и открытом диалоге с гражданским обществом».

В то же время российская сторона приняла рекомендацию ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов и отметила, что уже ведет работу в этом направлении.

Как отметил Старший советник Верховного комиссара ООН по правам человека, “данные рекомендации не являются обязательными для исполнения той или иной страной. Другое дело, что существует моральный аспект проблемы, и страна, пообещавшая выполнить рекомендации ООН, будет находиться под пристальным вниманием международных правозащитных организаций”. При этом само Управление Верховного комиссара ООН по правам человека занимается главным образом просветительской деятельностью.

Так, например, в прошлом году Дирк Хебекер активно участвовал в различных конференциях, посвященных правам коренных малочисленных народов на территории Российской Федерации. Результатом этой работы стала организация обучающих семинаров для руководителей национальных общин коренных народов – сначала в Москве, а затем в Женеве. На вопрос о правах этнических общин в Южной Осетии Дирк Хебекер ответил, что эта территория не является сферой его компетенции, поскольку не входит в состав российской Федерации.

Вместе с тем, подчеркнул он, официальная позиция Организации Объединенных Наций заключается в том, что проблема спорных территорий не может быть решена путем одностороннего признания независимости, и его личная точка зрения очень близка к этому тезису.

Представители неправительственных организаций, чаще всего входящих в Правозащитный совет Санкт-Петербурга, констатировали, что, по их наблюдениям, в последние годы российские власти хорошо научились имитировать существование в стране гражданского общества. Свидетельство тому – активная деятельность созданных сверху различных общественных палат и советов при официальных лицах и организациях.

В то же время в составе этих общественных советов нет или почти нет независимых правозащитников. Так, председатель общественной правозащитной организации «Гражданский контроль» Борис Пустынцев рассказал, что ему предлагали войти в общественный совет при городском управлении внутренних дел. Однако, ознакомившись со списком других участников совета, он узнал, что все они – представители частного бизнеса. Борис Пустынцев отказался быть, как он выразился «правозащитной декорацией» в этом органе.

Бывали случаи, когда независимым адвокатам предлагали войти в общественный совет при городской прокуратуре, однако после регистрации их ни разу не приглашали на заседания совета, ограничиваясь упоминанием их имен в протоколе.

Все это, по мнению членов Правозащитного совета Санкт-Петербурга, свидетельствует о деградации отношений между обществом и государством.

Петербургские правозащитники предложили Старшему советнику Верховного комиссара ООН по правам человека стать посредником для возобновления подобных контактов в форме конференций и круглых столов. Дирк Хебекер принял это предложение и предложил Правозащитному совету Санкт-Петербурга в ближайшее время определить список приоритетных направлений, по которым следовало бы наладить эту работу.

XS
SM
MD
LG