Линки доступности

Россия раскритиковала Госдепартамент


Россия раскритиковала Госдепартамент
Россия раскритиковала Госдепартамент

Департамент информации и печати МИД России распространил сегодня официальное заявление, в котором говорится: «В докладе все традиционно и даже ритуально: и подходы, и тезисы, и выводы, и информаторы». По мнению российского дипломатического ведомства, «Ни для кого не секрет, что данный опус в первую очередь призван решать внутриполитические задачи американского истеблишмента путем использования тонкой материи прав человека для выстраивания нужных политических рамок под продвижение вполне конкретных материальных внешнеполитических интересов». По сообщениям российских СМИ, схожие по смыслу заявления сделали многие депутаты Госдумы России.

Мнения комментаторов по поводу резкой реакции Москвы на ежегодный доклад Госдепартамента о соблюдении прав человека в мире разделились. Так, некоторые американские эксперты считают, что это может стать причиной ухудшения двусторонних отношений.

В то же время, российские правозащитники считают, что критика российских властей в адрес Госдепа необоснована. Лев Пономарев, исполнительный директор общероссийского движения «За права человека», отмечает, что все предыдущие доклады о правах человека, которые он изучал, были, на его взгляд, достаточно объективными, однако реакция российских властей не отличалась от нынешней: «Я никогда не замечал, что Госдеп публикует непроверенные факты». Оценивая реальное положение дел в этой сфере, Лев Пономарев отметил: «Ситуация с правами человека в России не улучшается. Достаточно посмотреть, что творится с милицией. Когда депутат Госдумы говорит, что Госдеп черпает информацию из СМИ, а не из надежных источников – вероятно, имея в виду себя – он как раз сделал комплимент Госдепу (имеется в виду сегодняшнее заявление зампреда комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого – «Голос Америки»). Потому что СМИ России сейчас вопиют о нарушениях прав человека правоохранительными органами».

Как известно, в последнее время в России сотрудники многие правоохранительных органов были уличены в совершении тяжких преступлений, что стало одной из причин начала реформы МВД.

Светлана Ганнушкина, председатель Комитета «Гражданское содействие», руководитель Сети «Миграция и Право» правозащитного центра «Мемориал», отмечает, что негативная реакция российских властей во многом вызвана тем, что «доклад не оправдал их ожиданий». Ганнушкина говорит: «Под перезагрузкой отношений, российские власти понимали, в том числе, и лояльность США к нарушениям прав человека в России». Правозащитница добавляет, что «российским властям нечего на зеркало пенять. Нарушений действительно очень много, на что же обижаться!».

Основу для докладов готовят посольства США, которые в течение года собирают информацию из различных источников, получая ее у чиновников, юристов, военных, журналистов, правозащитников, ученых и профсоюзных активистов. После этого информация отправляется в Госдепартамент США, где проверяется и анализируется. Госдеп использует и собственные источники информации, включая американские и другие правозащитные организации, представителей правительств зарубежных стран, представителей ООН, международных организаций и пр.

Роберт Орттунг (Robert Orttung), научный сотрудник Института Джефферсона (Jefferson Institute) отмечает, что доклад Госдепартамента ни в малейшей степени не противоречит аналогичным исследованиям, которые публиковались ведущими правозащитными и международными организациями: «Однозначно, что если бы российские власти обнаружили бы несоответствие между текстом доклада Госдепа и реальностью, их реакция была бы совершенно иной».

Дэвид Саттер (David Satter), старший научный сотрудник Гудзоновского Института (Hudson Institute) считает, что реакция российской власти демонстрирует, что она «не хочет признавать имеющиеся проблемы, несмотря на то, что об этом неоднократно заявлял президент Дмитрий Медведев. Более того, нынешняя российская власть не заинтересована в том, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Если бы заинтересованность присутствовала, Кремль бы реагировал иначе».

Светлану Ганнушкину также не устраивает реакция российских властей: «Во всех странах фиксируются нарушения прав человека. Власти всегда свойственно защищаться, когда ее критикуют за подобные нарушения. Но когда мне приходилось критиковать власти США, мою критику слушали, ее обсуждали… Надо привыкнуть к тому, что права человека – это дело всего мира».

Обмен резкими заявлениями – обычная практика в международных отношениях. Однако в данном случае некоторые эксперты считают, что Москва, похоже, несколько «перегнула палку».

По мнению Николая Петро (Nikolai Petro), профессора политологии Университета Род-Айленда (University of Rhode Island), вполне понятно, почему МИД России назвал доклад Госдепа «традиционным» и даже «ритуальным» – и другие государства ранее не раз выражали недоумение интересом властей США к внутренним делам иных стран, в то время, как ситуация в самих США может быть подвергнута аналогичной критике. Петро отмечает: «Прискорбно, что МИД России затронул тему нарушений прав человека внутри США, поскольку это беспричинно осложняет двусторонние отношения».

Николас Гвоздев (Nikolas Gvosdev), профессор Колледжа ВМФ США (US Naval War College) обращает внимание на то, что стилистка российского внешнеполитического ведомства изменилась: «Заявления, что США не имеют права указывать на нарушения, совершаемые в других странах, поскольку в самих Соединенных Штатах ситуация не идеальная – это традиционная реакция Пекина. Интересно, что Москва также все более активно использует эту риторику».

Владислав Зубок (Vladislav Zubok), профессор Университета Темпл (Temple University), специализирующийся на изучении российско-американских отношений, также обращает внимание на «растущую уверенность Москвы, которая основывается на убеждении, что США ныне испытывают серьезные проблемы».

Экспертов также беспокоит потенциально негативно воздействие, которое может оказать эта история на развитие российско-американских отношений в целом. Как известно на протяжении года администрация Барака Обамы пытается проводить в отношениях с Россией политику перезагрузки». Ариэль Коэн (Ariel Cohen) , ведущий эксперт Фонда «Наследие» (Heritage Foundation), пессимистично оценивает ситуацию: «Резкий ответ МИДа России и депутатов Государственной Думы свидетельствует о том, что кнопка «перезагрузки» окончательно провалилась в «черную дыру» конфронтации. Риторика на основе принципа «сам такой» свидетельствует о том, что соответствующие люди ничего не забыли и ничему не научились».

XS
SM
MD
LG