Линки доступности

Как в Латвии борются с прокремлевским нарративом


Коллаж о дезинформации и пропаганде прокремлевских СМИ.
Коллаж о дезинформации и пропаганде прокремлевских СМИ.

Латвийские журналисты убеждены, что в стране имел место обход санкций, наложенных Евросоюзом после 24 февраля 2022 года

В Риге начался судебный процесс над сотрудниками новостных порталов «Sputnik» и «Baltnews». Оба они входят в медиагруппу «Россия сегодня», генеральным директором которой является Дмитрий Киселев, а главным редактором - Маргарита Симоньян.

Обвинения в нарушении санкций Европейского Союза выдвинуты против шестнадцати человек, при этом в отдельные судопроизводства выделено четырнадцать дел. Оба сайта заблокированы в Латвии, «Sputnik» - в 2016 году, «Baltnews» - в 2019 году.

Основанием для этой меры стало заключение Национального совета по электронным СМИ (NEPLP), согласно которому деятельность сайтов представляет угрозу для безопасности Латвии, поскольку публикации «Sputnik» и «Baltnews» поддерживают и оправдывают действия России в войне против Украины и «систематически разжигают национальную ненависть».

Сотрудникам сайтов предъявлено обвинение в том, что они «осознанно и из корыстных побуждений предоставили хозяйственный ресурс лицу, находящемуся под санкциями». По данной статье предусмотрено лишение свободы сроком до четырех лет.

Первым из обвиняемых перед судом предстал сотрудник «Sputnik – Latvia» Владимир Дорофеев, ранее работавший в газетах «Советская молодежь», «Вечерняя Рига», «Час», «МК-Латвия» и на телеканале «ПБК». Свою вину Дорофеев не признал.

После первого заседания в интервью рижскому YouTube-каналу «И грянул Грэм» он сообщил, что большинство латвийских сотрудников «Sputnik» после 24 февраля 2022 года свои отношения с сайтом «поставили на паузу».

Поясняя суть обвинений, предъявляемых ему и еще пятнадцати человекам, Владимир Дорофеев отметил, что «нельзя через европейские банки оплачивать работу журналистов. Сама работа не запрещена».

О начатой Россией войне против Украины Дорофеев сказал, что это – «очень большая ошибка, за которую приходится платить всем». Далее он подчеркнул: «Русские за своих переживают больше, хотя национализм мне чужд. Это - трагедия русских, эта война».

А на вопрос, рассматривает ли он в дальнейшем возможность вернуться к работе на «Sputnik», ответил: «Да, когда закончится война, рассматриваю».

В число обвиняемых, помимо самого Дорофеева, в частности, входят Алла Березовская, Елена Кириллова, Александр Малнач, Андрей Татарчук, Людмила Прибыльская, Андрей Солопенко, Владимир Линдерман, а также фотограф Сергей Мелконов.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с латвийскими журналистами, чтобы выяснить, насколько велико влияние таких прокремлевских ресурсов, как «Sputnik» и «Baltnews» на местную аудиторию.

«Работа на войну, по меньшей мере, аморальна»

Член Латвийской ассоциации журналистов (Latvijas žurnālistu asociācija) Леонид Якобсон убежден, что человек, который состоит в какой-либо политической партии, или является помощником депутата, не может одновременно быть и журналистом. «Это нарушает этические нормы журналистики, потому что такой человек не может быть объективным, занимая какой-либо партийный пост. По сути, он занимается политическим пиаром. Поэтому "дело шестнадцати журналистов" – это некорректная формулировка, повторяющая кремлевский нарратив», - отметил Якобсон в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Перечисляя некоторых фигурантов «Списка шестнадцати», он упомянул, что Андрей Солопенко был помощником евродепутата Татьяны Жданок. «Поэтому, на мой взгляд, он не может быть журналистом по определению», - пояснил Леонид Якобсон. Он также рассказал, что «Спутник» использовал оскорбительные обозначения украинцев, и добавил: «И для меня однозначно ("Sputnik") ничем не отличается от руандийского "Радио тысячи холмов", которое призывало к геноциду (народа тутси)».

Еще один из фигурантов «Списка шестнадцати» - Владимир Линдерман – был членом Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова. «Таким образом, он тоже не является журналистом. Задача журналиста – информировать аудиторию. А по законам Латвии журналистом является тот, что работает в официальных СМИ и состоит в одной из журналистских организаций.

В Латвии не нарушается свобода слова, а что касается этого суда, то там рассматривается нарушение европейских санкций в отношении (Дмитрия) Киселева, который является руководителем этих проектов "Sputnik" и "Baltnews"). Соответственно, они вели хозяйственную деятельность, и оказывали тем самым содействие человеку, который находится в европейском санкционном списке», - поясняет член Латвийской ассоциации журналистов.

И завершает свой комментарий так: «С 2014 года идет война, в результате которой был захвачен Крым. И с этого момента работа на войну, на мой взгляд, по меньшей мере, аморальна. И не осознавать, что ты работаешь на пропагандистском ресурсе, каким является "Sputnik", невозможно. Но эти люди сделали свой выбор».

Леонид Якобсон свидетельствует, что в латвийской прессе на латышском языке фигурантов «Списка» никто не называет журналистами, используя для их обозначения термин «пропагандисты».

«Что незаконно, то незаконно»

Кстати, этот термин фигурирует и в статье «Год войны. Отрицатели, агитаторы, прославители - кто они?» латвийской журналистки Саниты Емберга (Sanita Jemberga), опубликованной в феврале этого года на сайте Re: Baltica.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» обратилась к Саните Емберга с просьбой о комментарии и получила ответы латвийской журналистки в письменном виде.

По ее мнению, влияние и охват латвийской аудитории со стороны «Baltnews» «были удручающими» в то время, как «Sputnik – Latvia» набирал порядка 200 тысяч просмотров в месяц – не слишком много, но и это не следует сбрасывать со счетов. «Правда, на общественное мнение это никак не повлияло, хотя была часть населения, которая его читала, но это несравнимо с прокремлевскими телеканалами, которые были в свободном доступе. Поскольку они и "Sputnik" сейчас здесь запрещены, никто точно не знает, куда делась их публика. Кто-то, возможно, использует VPN, кто-то заходит на их сайты нелегально, кто-то переключился на латвийские СМИ на русском языке, которых осталось небольшое количество, многие ушли в социальные сети, такие как TikTok или FB», - полагает Санита Емберга.

На вопрос, изменилось ли за прошедшие 14 месяцев отношение русскоязычной части населения республики к российской агрессии против Украины, она ответила, что обратилась к латвийским социологам с просьбой предоставить ей последние данные по этой теме и поделится свежими цифрами, как только получит их. «В декабрьском опросе 2022 года, говорилось, что российское вторжение поддерживают 4%, и с начала войны этот показатель сократился вдвое, а около 10% не определились. Но имейте в виду, что это касается всех жителей Латвии, а не только русскоязычных», - уточнила журналистка Re: Baltica.

И продолжила: «В опросах общественного мнения прошлой весной после начала войны эта цифра составляла около 20%, и я предполагаю, что из-за понимания того, что это мнение неприемлемо в обществе Латвийской Республики, люди просто не говорят, что думают, или ушли в пространство, где "все не так однозначно". Недавно был опрос общественного мнения о поддержке геополитической ориентации страны - там Запад достиг своего исторического максимума в 63%, Восток снизился до 18%, но 20% все еще не определились».

Что же касается отношения в латвийском обществе к прокремлевским СМИ и их сотрудникам, то здесь Санита Емберга подтверждает мысль Леонида Якобсона: «Я бы сказала, что никто из нас, кроме их бывших коллег, не считает людей, работающих на российских пропагандистских сайтах, журналистами, которые связаны определенными профессиональными правилами. В самом вежливом варианте их назовут "создателями контента", а в более прямом смысле — пропагандистами.

Отсюда также идет непринятие нарратива о том, что их судят за их мнения или за то, что они писали, и что это (суд над ними – А.П.) было нападением на свободу слова. Их судят за получение платежей за свою продукцию от предприятия, находящегося под санкциями ЕС, по сложной схеме с использованием счетов, открытых за границей. То же самое было бы как для того, кто называет себя журналистом, так и для торговцев деревянными поддонами. Что незаконно, то незаконно».

«Если судить по опросам этого года, то среди русскоязычных начинает доминировать проукраинская позиция»

Латвийский журналист, историк и публицист Марис Зандерс (Maris Zanders) больше всего удивлен тем, как много и как часто местная пресса цитирует самые одиозные высказывания российских политиков и пропагандистов.

В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» он недоумевает: «Что это за странное удовольствие буквально на следующий день печатать на латышском языке то, что брякнули Киселев. Соловьев или Захарова? В чем смысл этого – я не понимаю!

Я имею в виду, что латышские медиа сами не дают “спокойно умереть покойнику”, они сами обращают внимание и на "Sputnik", и на российские телеканалы. Ну кому какая разница, что там говорит Дмитрий Медведев?! Нет – проходит очередная неделя, вновь цитируют, что он сказал.

Конечно, все это подается в сопровождении насмешливых комментариев, мол, Медведев опять сошел с ума, но это не меняет общей картины – мы опять муссируем то, что повторяет российская пропаганда».

По словам Мариса Зандерса, ему трудно судить о том, насколько в настоящее время в Латвии влиятельны российские СМИ, такие как "Baltnews" и "Sputnik", поскольку они блокируются. «Но ведь YouTube никто не отменял, и кто хочет - может посмотреть интересующий его контент там. Оценивать настроение людей можно исходя из социологических опросов, таких, как “Вы поддерживаете Украину, или Россию?” И если становится больше русскоязычных, поддерживающих Украину, можно сказать, что работает блокировка (пророссийских ресурсов), и символический объединенный “Sputnik” становится менее эффективным», - полагает собеседник «Голоса Америки».

И уточняет, что подобные выводы можно делать при условии, что опрашиваемые социологами люди отвечают честно, по поводу чего он не уверен. «Потому что если судить по опросам этого года, то среди русскоязычных действительно начинает доминировать проукраинская позиция. Но что на самом деле творится в головах людей – трудно сказать», - заключает он.

Форум

XS
SM
MD
LG