Линки доступности

Журналисты осудили ограничения свободы СМИ в России


Дмитрий Муратов (второй слева), Максим Трудолюбов (первый справа), Рон Макнамара (второй справа)
Дмитрий Муратов (второй слева), Максим Трудолюбов (первый справа), Рон Макнамара (второй справа)

Россия практически распрощалась с одним из основных достижений раннего постсоветского периода – независимыми СМИ, которые выполняли функцию противовеса власти. Чтобы изменить ситуацию, потребуется не только помощь международного сообщества, но и, в первую очередь, мобилизация самого российского общества. Такие мысли и мнения высказывали участники дискуссии под названием «Насилие и безнаказанность: жизнь в российской редакции», которая состоялась во вторник в Хельсинкской комиссии США в Вашингтоне.

В дискуссии приняли участие главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, редактор отдела «Комментарии» газеты «Ведомости» Максим Трудолюбов и редактор интернет-издания «Кавказский узел» Григорий Шведов.

Открывая дискуссию, заместитель руководителя секретариата Хельсинкской комиссии Рон Макнамара отметил «постепенное, но последовательное» ограничение свободы слова в условиях «управляемой демократии» в России. Он подчеркнул, что многие журналисты заплатили за свою работу жизнью.

По словам российских гостей, СМИ в России сталкиваются с серьезными проблемами, среди которых – убийства журналистов и давление со стороны властей. Редакторы российских СМИ обратились за поддержкой к собравшимся и к международному сообществу в целом. «Очень важно, чтобы российские власти не забывали, что за рубежом есть люди, которым не все равно, – сказал Максим Трудолюбов. – Важно, чтобы журналисты чувствовали поддержку, моральную поддержку, мирового сообщества».

Российские журналисты отметили насколько неприемлемой с их точки зрения является практика заключения сомнительных компромиссов с российскими властями. Максим Трудолюбов напомнил о решении американского журнала GQ не публиковать «статью о Путине» в своей русской версии. «Это пример того, как американская компания отказывается от принципов свободы слова в обмен на возможность вести дела в России… Это вызывает озабоченность», – сказал редактор газеты «Ведомости».

Дмитрий Муратов рассказал о трагической гибели своих коллег – сотрудников «Новой газеты» Юрия Щекочихина и Анны Политковской – и о неудовлетворительном ходе расследований по фактам совершаемых в отношении журналистов преступлений. Главный редактор «Новой газеты» попросил «не забывать задавать вопросы об этом на всех встречах с российскими чиновниками... Не обязательно дружить с убийцами, чтобы торговать нефтью и газом».

Несмотря на то, что российские журналисты призвали западную общественность оказывать им и их коллегам всяческую поддержку, они оказались единодушны в вопросе о том, что решать стоящие перед страной проблемы должны, в первую очередь, сами россияне. «Российское общество несет часть ответственности за происходящее в стране», – сказал Григорий Шведов. Его поддержал Максим Трудолюбов, добавив, что «кто-то извне едва ли сможет нам помочь. Проблемы со свободой слова мы должны решить сами».

Российские «работники пера» оказались не согласны друг с другом в вопросе о том, какие именно слои российского населения нужно вовлекать в этот процесс. Сославшись на недавние выступления президента Дмитрия Медведева и статью Михаила Ходорковского в «Ведомостях», Дмитрий Муратов высказал мнение, что нужно «получить модернизационное меньшинство – 2-3 миллиона человек, которые готовы были бы взять на себя перестройку страны».

Максим Трудолюбов с ним согласился, отметив, что в России есть либеральное и образованное меньшинство – включая людей в государственных структурах – которое осознает несовершенство системы и могло бы внести свой вклад в развитие страны.

Григорий Шведов, однако, предложил иной подход. «Мы должны работать с широкими слоями населения, а не только с интеллигенцией. Да, возможно, что эти люди нелиберально и не продемократически настроены, но они играют важную роль в построении будущего России», – сказал он.

По словам Шведова, будущее за новыми медиа, которые дают возможность широким слоям населения принимать участие в формировании медиа-пространства в стране. Как пример он привел сотрудничество своего издания с «Би-би-си», на сайте которой перепечатываются блоги с «Кавказского узла». «Это привлекло волну новых читателей, – рассказал Шведов. – Люди стали участвовать, присылать комментарии и самостоятельно набрасывать картину событий в регионе, а не только принимать ее из федеральных каналов или из радио». Шведов отметил, что влияние новых медиа на свободу прессы будет увеличиваться.

Максим Трудолюбов тоже считает, что значение новых медиа сегодня трудно переоценить. «Новые медиа нам очень помогают», – сказал он, добавив, что материалы его издания часто перепечатываются и распространяются именно в блогах и социальных сетях.

Комментируя выводы недавних исследований в России, в соответствии с которыми более двух третей россиян довольны работой СМИ, участники дискуссии сошлись во мнении, что большинство населения страны «совершенно не доверяет» СМИ, но, «возможно, вполне довольно развлекательными программами».

На брифинге был затронут и вопрос о том, насколько высшее руководство России готово изменить ситуацию в стране. Дмитрий Муратов сравнил подходы премьер-министра Путина и президента Медведева и отметил, что «в стране наблюдается изменение общественного мнения – осуждение Сталина, обращение Медведева к меньшинству – он нашел в себе смелость – к интеллектуалам, в отличие от Путина, который апеллирует к большинству». Муратов подчеркнул, что именно после вмешательства Медведева было возбуждено уголовное дело по факту отравления Юрия Щекочихина.

Григорий Шведов тоже указал на то, что «Медведев дает интервью «Новой газете», публикует статьи в «Газете.ру», мы видим другие подобные шаги, они есть. Но все это не на стратегическом уровне, все это несущественно».

XS
SM
MD
LG