Линки доступности

Караджич отвергает обвинения в военных преступлениях и геноциде


Радован Караджич
Радован Караджич

Бывший лидер боснийских сербов отрицает свою причастность к резне в Сребренице и некоторым другим злодеяниям времен войны в Боснии

Бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич отверг обвинения в геноциде и других военных преступлениях, заявив, что он, напротив, заслуживает награды за свои усилия по предотвращению еще большего кровопролития. Во вторник он начал выступать в свою защиту в Гаагском трибунале.

«Заседание международного трибунала по бывшей Югославии объявляется открытым», – вскоре после этих слов секретаря суда подозреваемый в совершении военных преступлений Радован Караджич, который скрывался от правосудия несколько лет и был арестован в 2008 году, начал выступление в свою защиту.

Одетый в строгий костюм он держался вызывающе и начал с того, что представился как миролюбивый «врач, психиатр, психотерапевт, групповой аналитик и писатель», который никогда не совершал никаких злодеяний во время войны в Боснии в начале 1990-х.

В те годы он также был президентом боснийских сербов, однако Караджич заявил: обвинения его в геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности – несправедливы.

По его словам, вместо того, чтобы возлагать на него вину за события гражданской войны, его следовало бы «наградить», поскольку он «делал все, что только под силу человеку, чтобы избежать войны».

Караджича не смутили возгласы «Он лжет!» со стороны некоторых присутствовавших в зале мусульман, переживших трехлетнюю войну, жертвами которой стали более 100 тысяч человек.

В своем обширном заявлении он отверг свою причастность к некоторым злодеяниям, включая массовое убийство армией боснийских сербов 8 тысяч мусульманских мужчин и мальчиков в 1995 году в боснийском городе Сребренице.

Караджич заявил, что он слышал о резне, которую называют самым ужасным зверством со времен второй мировой войны, но не мог провести соответствующее расследование, так как был вынужден уйти с поста президента.

Он также обратился к теме осады боснийской столицы – Сараево сербскими войсками. С его точки зрения, мусульмане инсценировали минометный обстрел рынка в феврале 1994 года, в результате которого 68 человек были убиты и 144 – ранены, а также они якобы инсценировали еще одну подобную атаку.

Караджич заявил, что его армия просто не имела возможности обстрелять этот район и насести столь значительный ущерб. По его словам это была «скандальная постановка», устроенная мусульманскими бойцами с целью обвинить в ней сербов. Караджич вызвал в качестве свидетеля российского полковника Андрея Демуренко, который должен подтвердить его заявления, что силы боснийских сербов не могли осуществить этот минометный обстрел.

В то же время Караджич признал, что во время боснийской войны в Сараево работали сербские снайперы.

Он сказал, что всегда считал снайперов «ужасными и негуманными», но «их использование было легальным военным методом уничтожения врагов».

В день, когда Караджич начал выступать в свою защиту, в трибунале также начался процесс над последним подозреваемым – Гораном Хаджичем, которого обвиняют в убийстве, пытках и насильственной депортации. Предполагают, что эти злодеяния происходили с ведома Хаджича в его бытность президентом самопровозглашенной Республики Сербская Краина в Хорватии.

Гаагский трибунал должен завершить свою работу в 2014 году, чтобы уступить дорогу постоянному суду по военным преступлениям.
XS
SM
MD
LG