Линки доступности

Ретроспектива Василия Кандинского в Нью-Йорке


Василий Кандинский никогда не бывал в Нью-Йорке, но его влияние на американское искусство прошлого века было велико. Распространению этого влияния способствовала коллекция американского промышленника и филантропа Соломона Гуггенхайма, собиравшего современное искусство в 1930-50-х годах. Он купил в общей сложности около 150 работ русского авангардиста, которые затем составили ядро коллекции Музея Гуггенхайма. По словам куратора Музея Трэйси Бэшкофф, даже архитектурный дизайн музея – его знаменитая спираль – был создан Фрэнком Ллойдом Райтом «под абстракции и диагонали Кандинского», хотя сам архитектор наверняка отверг бы эту идею.

Музей Гуггенхайма, сохраняя верность духу своего основателя, устраивает ретроспективные выставки Кандинского примерно каждые 20 лет, и естественно, не мог обойти вниманием эту ключевую фигуру, отмечая свой полувековой юбилей. Нынешняя выставка включает более ста работ, созданных с 1907 по 1942 год, и позволяет проследить все периоды духовной и творческой эволюции художника. Коллекция Музея Гуггенхайма впервые дополнена работами из мюнхенской галереи Lenbachhaus и парижского Центра Помпиду. Посетителям представлена и редкая возможность увидеть около 60 ранних работ Кандинского на бумаге, которые музей Гуггенхайма обычно хранит в запасниках, опасаясь их повредить. В ретроспективу также вошли картины из Третьяковской галереи, Национального музея Грузии и из частных коллекций. Работа 1911 года «Картина с кругом» из коллекции музея в Тбилиси считается первым абсолютно абстрактным полотном Кандинского и никогда прежде не выставлялась в США. Экспозиция дополнена фотографиями, запечатлевшими Кандинского и его любимую женщину, с которой он 13 лет был обручен, художницу Габриэль Мюнтер в период, когда оба они входили в группу художников-экспрессионистов «Синий всадник» в начале 20-го столетия.

Директор Музея Гуггенхайм Ричард Армстронг назвал нынешнюю ретроспективу «историческим событием», а директор Центра Помпиду Алэн Себан заявил на открытии выставки, что снова собрать такое количество шедевров воедино удастся, видимо, не скоро.

Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году, и до 30 лет изучал экономику. Однако вскоре после окончания Московского университета, в 1901 году, он решил исполнить свою мечту стать художником и переехал в Мюнхен. Там он познакомился с художниками-экспрессионистами и вскоре создал Новое мюнхенское художественное объединение. Кандинский стал также видным теоретиком искусства, опубликовав трактат «О духовном в искусстве». В этой работе он изложил центральную идею, ставшую основой всего его творчества: изобразительное искусство может стать настоящим искусством, только если оно становится «внутренней необходимостью» художника, эстетическим воплощением его духовного начала. Он стремился к живописи, которая была бы так же свободна от материальной природы, как музыка.

Начало Первой мировой войны вынудило Кандинского вернуться в Москву. После Октябрьской революции художник участвовал в культурных инициативах советской власти, но в 1921 году вместе с женой Ниной опять уехал в Германию, где преподавал в знаменитой школе Баухаус. В 1933 году пришедшие к власти нацисты закрыли школу, и Кандинский вновь вынужден был переехать, на этот раз в Париж, где он продолжал работать во время Второй мировой войны, до своей смерти в 1944 году.

Ретроспектива в Музее Гуггенхайма позволяет проследить, как менялся стиль Кандинского на фоне исторических потрясений, которые ему довелось пережить – от мюнхенского абстрактного экспрессионизма к конструктивизму московского периода, от модернизма Баухауса к биоморфным абстракциям, ставших пиком его творчества. Как говорится в каталоге выставки, Кандинский, «словно Святой Георгий, убивающий дракона, всю свою жизнь героически пытался сразить материализм и натурализм».

Директор Музея Ричард Армстронг в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» выразил уверенность в том, что ретроспектива Кандинского, которая продлится до 13 января следующего года, будет пользоваться успехом у нью-йоркской публики и станет музейным эквивалентом «блокбастера». Он также обратил внимание на отсутствие у выставки корпоративных спонсоров, объяснив это финансовыми затруднениями, которые испытывают многие крупные компании, традиционно поддерживавшие Музей. В этой связи он выразил особую благодарность московскому фонду Baibakov Art Projects, который профинансировал ретроспективу Кандинского наряду с Национальным фондом искусств США.

Директор и главный куратор программы московской организации Мария Байбакова позиционирует Baibakov Art Projects как «платформу, которая позволяет русскому искусству стать частью глобального мира искусства». «Для меня лично важно сейчас интегрировать русское искусство в глобальный контекст, – сказала в интервью Байбакова, – и творчество Кандинского олицотворяет эту миссию».

Впрочем, признала Байбакова, Кандинский и так уже стал частью западного канона. Мария, дочь бывшего руководителя «Норильского никеля» Олега Байбакова, изучала историю искусств в Колумбийском университете в Нью-Йорке и Институте Курто в Лондоне, и частью своей миссии считает также повышение интереса в России к современному западному искусству, «диалог московской и международной арт-публики путем организации выставок, перформансов, циклов лекций и публикаций». Недавно она организовала в Москве выставку под названием «5», где были представлены работы пяти великих американских художников 60-х годов – Роберта Индианы, Дональда Джадда, Эда Руши, Ричарда Серра и Энди Уорxола – наряду с произведениями современных американцев. «Эту выставку поддержало вместе с нами американское посольство в Москве, – сказала Байбакова. – Я, как человек, выросший в Нью-Йорке, но живущий сейчас в Москве, считаю, что я таким образом помогаю развивать отношения между Америкой и Россией».

Мария Байбакова также сообщила, что сейчас собирается привести в Москву интерактивную инсталляцию мексиканского художника Рафаэля Лозано-Хеммера, созданную по мотивам сценической композиции Кандинского «Желтый звук». Она включает записанные голосом актрисы Изабеллы Росселини философские тексты Кандинского, компьютерная обработка которых создаёт световое шоу. Эта работа была создана специально к юбилейной ретроспективе Музея Гуггенхайма.

XS
SM
MD
LG