Коалиция правозащитных организаций отмечает знаменательную дату. Сегодня исполняется ровно 10 лет с тех пор, как на американскую военную базу Гуантанамо на Кубе были доставлены первые заключенные. Правозащитники организовали демонстрацию напротив Белого дома и потребовали от президента Обамы закрыть эту одиозную тюрьму.
Несмотря на холодный дождь, перед Белым домом собрались сотни демонстрантов.
Среди них выделялись люди, одетые в оранжевые тюремные робы и черные капюшоны. Они изображали заключенных тюрьмы в Гуантанамо.
Говорит Том Паркер из организации «Международная амнистия»: «Гуантанамо существует уже 10 лет. Это слишком долго. Эта тюрьма не сделала чью-либо жизнь безопаснее. Она открыта только по внутриполитическим причинам. Она не выполняет никаких полезных функций. Это пятно на репутации Америки».
Почти 780 заключенных были доставлены в Гуантанамо за последние десять лет, около 600 – освобождены.
Противники тюрьмы в Гуантанамо говорят, что абсолютное большинство заключенных не представляют никакой угрозы для национальной безопасности США.
Один из участников демонстрации протеста Дэн Берджевин одел на себя наручники и залез в клетку прямо напротив Белого дома:
«Людей сажают в тюрьму, не предъявляя никаких обвинений, разлучая их с родными и близкими. Давайте же мы, американцы, зададим себе вопрос: хотели бы мы, чтобы с нами обращались вот так?»
Десять лет назад, спустя несколько месяцев после событий 11 сентября 2001 года, на Гуантанамо были доставлены первые заключенные.
Фотографии закованных в кандалы заключенных в оранжевых робах – тех, кто был взят в плен в войне с терроризмом, – заставили правозащитников поставить под вопрос правомочность применявшихся там методов допроса.
Некоторые из тех, кто выступает против закрытия тюрьмы в Гуантанамо, аргументируют это тем, что удержание противника в плену в военное время является одним из средств достижения победы в войне.
Вот что говорит юрист из организации Heritage Foundation Калли Стимсон:
«Людей держат в плену не для того, чтобы их наказать. Их держат в плену на законных основаниях в соответствии с законами военного времени, чтобы не позволить им вновь взять в руки оружие и воевать против вас. Нельзя же вновь вооружать противника, чье сопротивление необходимо преодолеть».
Тем не менее, бывшие заключенные говорят, что тюрьмы в Гуантанамо являет собой одну из самых мрачных страниц в современной истории человечества.
Моаззам Бегг провел в Гуантанамо два года: «Эта годовщина стала символом трагедии, боли, страданий, разрушенных семей».
Президент Обама обещал закрыть тюрьму в Гуантанамо, но этому помешал Конгресс.
Как отмечает конгрессмен Джим Морейн, сложная политическая ситуация не позволяла закрыть тюрьму:
«Политическая действительность такова, что, если американцы не станут более просвещенными и гораздо более решительными в том, что касается отношения к этой проблеме в контексте демократического процесса, ничего не изменится».
Сегодня, через 10 лет после прибытия в Гуантанамо первых подозреваемых террористов, протесты продолжаются.
Пока нет никаких признаков того, что тюрьма может скоро закрыться.
Десятая годовщина открытия тюрьмы в Гуантанамо отмечена выступлениями протеста

Правозащитники организовали демонстрацию напротив Белого дома