Линки доступности

ГЛОНАСC и GPS: партнеры или соперники?


Спутник GPS
Спутник GPS

Ричард Лангли, профессор геодезии, геоинформатики и инженерного дела канадского университета Нью Брансуика, эксперт в области спутниковой навигации и редактор американского журнала GPS World, считает, что российская система ГЛОНАСС (Глобальная навигационная система) может начать полноценно функционировать уже в следующем году. По его мнению, неудача с запуском трех спутников, которые в воскресенье должны были быть выведены на орбиту ракетой-носителем «Протон-3», – это лишь временные трудности.

Напомним, что накануне ракета «Протон-3» не смогла вывести спутники на орбиту, и они упали в несудоходном районе Тихого океана, где-то в районе Гавайских островов. ГЛОНАСС является аналогом американской системы GPS и позволяет определять местоположение и скорость движения сухопутных, морских и воздушных объектов с достаточно высокой точностью.

Канадско-американский специалист Ричард Лангли приветствует создание ГЛОНАСС и считает, что чем больше таких навигационных систем в мире – тем лучше для рядового потребителя.

Русская служба «Голоса Америки» задала профессору Лангли несколько вопросов.

Виктория Купчинецкая: На какой стадии сейчас находится разработка системы ГЛОНАСС?

Ричард Лангли: Для того, чтобы у системы ГЛОНАСС был глобальный охват, необходимо, чтобы по меньшей мере 24 спутника находились на орбите в рабочем состоянии – мы называем это полным созвездием спутников. Кстати, такое было достигнуто в России на короткое время в 1990-е годы, но потом было сокращено государственное финансирование, и сократился масштаб проекта. Сейчас в рабочем состоянии на орбите находятся 20 спутников, еще 4 – на техобслуживании, они могут вернуться к работе на орбите или не вернуться, в зависимости от того, какие у них техническое проблемы, и есть еще два запасных аппарата. После запуска спутников необходимо от 4 до 6 недель, прежде, чем их работа будет полностью проверена и охват системы позиционирования станет глобальным. Вообще, следует сказать, что реально для глобального охвата необходимо, чтобы на орбите было больше, чем 24 спутника, так как некоторые нужно периодически ремонтировать. Те же самые принципы распространяются и на GPS.

В.К.: А у GPS на орбите сколько аппаратов в действии?

Р.Л.: Сейчас у GPS на орбите в рабочем состоянии 31 летательный аппарат. Ранее тоже говорили, что необходимо как минимум 24, но год или два назад необходимый минимум расширили до 27. Так что для бесперебойной работы GPS пытаются сохранять 27 спутников в созвездии.

В.К.: Когда, и если ГЛОНАСС достигнет глобального охвата, – он будет конкурентом GPS или его партнером?

Р.Л.: Скорее партнером, одна система будет поддерживать другую. Для рядовых потребителей, чем больше аппаратов на орбите – тем лучше. Даже когда у вас полное, необходимое для работы созвездие спутников, в городах или в горных районах сигналы одного или даже нескольких из них могут быть заблокированы зданиями или топографией местности. Так что если получать сигналы не от одной, а от нескольких систем, – сокращается блокирование, и навигация не прерывается. ГЛОНАСС – это хорошо не только для России, но и для всего мира.

В.К.: Но тогда у потребителей – автоводителей, например, – должны быть такие приемники сигналов, которые будут принимать их и от GPS, и от ГЛОНАСС?

Р.Л.: Конечно, за эксплуатацию спутников платят налогоплательщики обеих стран, и сигналы сами по себе бесплатные. Но владельцами приемников этих сигналов, навигаторов в автомобилях, например, являются частные компании, за них надо платить. Потребитель может купить приемник, навигатор, который принимает сигналы обеих систем. Сейчас их на обычном потребительском рынке немного, но ими широко пользуются профессионалы: например, в области геодезии, в военной разведке. У них есть приемники, которые могут получать сигналы и GPS, и ГЛОНАСС. Но эти услуги придут и к рядовым потребителям, будут у них в машинах, на их личных навигаторах и в их мобильных телефонах – когда цены снизятся и станут доступными.

В.К.: А в принципе сигналы GPS и ГЛОНАСС совместимы, взаимозаменяемы?

Р.Л.: Следует сказать, что ГЛОНАСС работает немного по другому техническому протоколу, чем GPS, так что пока затраты для того, чтобы сделать двусистемный приемник несколько больше. Но Россия уже объявила, что в ближайшие годы собирается сделать ГЛОНАСС более совместимым с GPS и с будущей системой глобального позиционирования «Галилей», которая разрабатывается в Европе. Так что в скором времени совмещенные приемники для нескольких систем производить будет проще. Между прочим, в России с космодрома «Плесецк» под Москвой на базе ракеты «Союз» скоро будет производиться пробный запуск спутника ГЛОНАСС К-1, для того, чтобы опробовать новые протоколы ГЛОНАСС, в том числе и такой, который является более совместимым с GPS.

В.К.: Должны ли быть обеспокоены американские службы безопасности развертыванием системы ГЛОНАСС? Приведет ли она к расширению возможностей российской разведки?

Р.Л.: Я считаю, что нет. Ведь это не спутники-шпионы и не какие-то особые приспособления для слежки. ГЛОНАСС, GPS и система «Галилей» – все будут передавать и уже передают закодированные сигналы для вооруженных сил своих стран. GPS предоставляет их своим партнерам, например, представителям НАТО. Россия недавно заявила, что намерена передавать свои военные сигналы Индии. Так что ими пользуются многие. Мне не кажется, что это такая уж проблема для национальной безопасности.

В.К.: Некоторые на Западе считают, что технологическая отсталость и коррупция в России помешают ввести ГЛОНАСС в полную эксплуатацию. Какие элементы необходимы, чтобы система глобального позиционирования работала бесперебойно?

Р.Л.: В первую очередь, необходима финансовая поддержка правительства. В России в 90-е годы как раз были проблемы с финансированием на всех уровнях экономики, и поэтому ГЛОНАСС был введен в эксплуатацию только на короткий срок. Но когда началась приватизация, когда появились новые «нефтяные» деньги, ситуация изменилась. Налицо приверженность российского правительства, премьер-министра Путина поддержать ГЛОНАСС. Количество запусков спутников значительно увеличилось по сравнению с пятью годами ранее. И мне кажется, это будет продолжаться, пока есть финансовые ресурсы, пока есть чем платить ученым и инженерам, чтобы те создавали технологии, необходимые для поддержания созвездия навигационных спутников.

В.К.: А какова история создания GPS?

Р.Л.: Вначале эта система создавалась как военная, для американской армии. Она была разработана еще в 70-е годы. Но вскоре было признано, что GPS может служить и гражданским целям. И она стала системой двойного назначения. Сейчас, хотя системой GPS управляют ВВС США, ее руководство также осуществляет объединенная государственная комиссия, в которую входят и военные, и гражданские представители. Сейчас у системы намного больше гражданских пользователей, чем военных. Так что все модификации системы производятся с учетом интересов и нужд гражданского населения, не только военных.

В.К.: Расскажите о новой системе глобального позиционирования, которая создается в Европе, – «Галилей».

Р.Л.: У создателей тоже были сложности, связанные с недостатком финансирования. Они запустили два пробных спутника и планируют запустить еще два следующим летом. Они решили использовать российские ракеты и запускать их с космодрома во французской Гвиане на базе ракет «Союз». Но пройдет еще 4 или 5 лет, прежде чем европейская система «Галилей» выйдет на орбиту.

В.К.: А сколько времени нужно ГЛОНАСС, чтобы стать глобальной?

Р.Л.: Если российские специалисты найдут причину вчерашней неудачи – а говорят, что неудача была из-за проблемы в компьютерном обеспечении, и это легко исправить, – тогда они смогут запустить три спутника следующей весной. Ну, это при условии, что ни один из уже работающих не выйдет из строя. Но я бы сказал, раньше или позже в следующем году у ГЛОНАСС будет полное созвездие, 24 спутника на орбите.

Новости России читайте здесь

  • 16x9 Image

    Виктория Купчинецкая

    Телевизионный журналист, штатный корреспондент «Голоса Америки» с 2009 года. Работала в Вашингтоне, освещала президентские выборы, законодательный процесс и общественно-политические движения в США. Переехав в Нью-Йорк, освещала работу ООН и городских институтов власти. Виктория работает над специальными телепроектами, которые отражают жизнь необычных американских общин

XS
SM
MD
LG