Линки доступности

Президентские выборы в Грузии: последний отсчет


На избирательном участке в Тбилиси в преддверии второго тура президентских выборов
На избирательном участке в Тбилиси в преддверии второго тура президентских выборов

Эксперты в Тбилиси подводят итоги предвыборной кампании и прогнозируют последствия победы каждого из оставшихся кандидатов

В среду, 28 ноября 2018 г., спустя ровно месяц после президентских выборов, в результате которых ни один кандидат не смог набрать более 50% голосов, необходимых для победы, в Грузии состоится их второй, завершающий раунд.

Премьер Грузии Мамука Бахтадзе 27 ноября в специальном обращении призвал всех граждан страны принять участие в выборах, а правоохранителей – обеспечить «максимальный порядок» на избирательных участках в масштабах всей страны.

«Наше правительство сделало все для того, чтобы эти выборы были свободными, прозрачными и демократичными», – сказал Бахтадзе, выступая в прямом эфире.

Избиратели должны завтра сделать выбор между независимым кандидатом Саломе Зурабишвили, которую поддерживает правящая партия «Грузинская мечта», и Григолом Вашадзе, кандидатом от оппозиционной коалиции «Сила в единстве», в которую входит партия экс-президента Михаила Саакашвили «ЕНД».

В первом туре Зурабишвили получила 38,64 % голосов избирателей, а Вашадзе — 37,74 %.

Предвыборная кампания в промежутке между первым и вторым турами выборов, согласно отчетам грузинских НПО, была «самой агрессивной» в истории страны. Грузинские неправительственные организации также утверждают, что место имели ряд правонарушений, в которых непосредственно участвовали представители власти. Руководство Грузии категорически опровергает данные обвинения.

Второй тур
please wait
Embed

No media source currently available

0:00 0:04:43 0:00

«Принципиальное значение»

Политолог из Грузинского фонда стратегических и международных исследований Каха Гоголашвили считает, что несмотря на то, что согласно новой Конституции, полномочия будущего президента будут значительно сокращены, для находящейся во власти «Грузинской мечты» имеет принципиальное значение, чтобы победила поддерживаемая правящей силой Саломе Зурабишвили.

По мнению эксперта, поражение на президентских выборах в определенном смысле открывает оппозиции путь для победы на парламентских выборах, которые состоятся в 2020 году.

«Сила находящейся во власти команды состоит в идее их непобедимости, соответственно, утрата этого имиджа и прецедент поражения на выборах даже не имеющего особой власти президента, в определенном смысле порождает допустимость того, что поражение «Грузинской мечты» возможно. Так воспринимает это власть, и это действительно так», – сказал Гоголашвили в интервью Русской службе «Голоса Америки».

Опасения проиграть и негативная кампания

Председатель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия разделяет мнение насчет того, что победа на президентских выборах имеет ключевое значение для власти, и что «Грузинская мечта» непосредственно связывает результат завтрашнего голосования с парламентскими выборами 2020 года. По его словам, если до 28 октября правящая сила была уверена в победе, то после первого тура «чувствуется страх поражения», что, как он отметил, отразилось в усилении негативной кампании. В частности, Нодия говорит, что перед вторым туром «Грузинская мечта» задействовала все резервы, которые были у неё в наличии, что преимущественно выразилось в позиционировании партии Саакашвили как «безусловного зла».

«Когда главным мессиджем является не то, что мы лучше правим страной, делаем больше хорошего, чем предыдущие власти, а то, что наши оппоненты – воплощение зла, жестокости и несправедливости, и поэтому нельзя допустить их возвращения во власть, – этому процессу, естественно, сопутствует напряжение», – считает Гия Нодия.

Кого предпочитает Россия?

Нодия также прокомментировал обвинения против кандидатов насчет того, что они якобы действуют в интересах России. Эксперт говорит, что эти обвинения «не симметричны», так как если в случае Вашадзе основой обвинений служит то, что он жил и работал в Москве, то в случае Зурабишвили – это её высказывания о российско-грузинской войне, написанные ею книги и конкретные действия, которые совпадают с позицией правительства РФ, и противоречат позиции Грузии и остального международного сообщества. Так что, политолог считает, что если говорить о том, кто из двух кандидатов в президенты Грузии устраивает Россию, то можно «с уверенностью» сказать, что это не Григол Вашадзе.

«Россию категорически не устраивает возвращение во власть партии Саакашвили, вспомним, что о неприязни к правительству третьего президента Грузии неоднократно делали заявления российские политики, включая президента Путина. Так что для России более желательно, чтобы во власти в Грузии оставалась «Грузинская мечта», и, соответственно, президентом стала поддерживаемая этой силой Саломе Зурабишвили», – считает Гия Нодия.

Что потом?

Согласно Кахе Гоголашвили, в случае победы как Саломе Зурабишвили, так и Григола Вашадзе нет гарантий, что они будут подчиняться выдвинувшим их кандидатуры политическим силам. В данной связи он привел пример уходящего президента Грузии Георгия Маргвелашвили, который вскоре после победы на выборах в 2013 году, «отвернулся» от поддерживающей его кандидатуру «Грузинской мечты» и её лидера Бидзины Иванишвили.

В то же время, в случае победы Григола Вашадзе, вероятность независимости его действий представляется политологу большей, тем более что он будет представлять партию, не находящуюся во власти.

«Если Саакашвили, исходя из своего характера, начнет требовать излишней лояльности от Вашадзе и будет ему слишком часто и настойчиво указывать на то, что делать, то нельзя исключить вероятность конфликта между ними», – полагает Гоголашвили.

Одновременно в случае избрания президентом Саломе Зурабишвили, полагает эксперт, несмотря на её «своенравный характер», который она проявила, будучи главой МИД при Саакашвили, Гоголашвили не ожидает от неё «резких действий».

«Скорее всего действия Зурабишвили будут созвучны с позициями «Грузинской мечты», именно так, как это было в период её депутатства с 2016 года», – считает Гоголашвили.

«Эффект меньшей стабильности»

Каким бы ни был исход второго тура, Гия Нодия убежден, что в обеих случаях произойдет «ослабление власти». По его словам, в случае, если победит Саломе Зурабишвили, тот факт, что для достижения победы поддерживаемого кандидата правящей силе пришлось задействовать «экстраординарные методы», пошатнет легитимность власти. Нодия имеет в виду то, что перед вторым туром власти заявили о решении списать банковские долги 600 тысячам гражданам, что, как он говорит, является попыткой подкупа избирателей «беспрецедентного масштаба».

В свою очередь, по мнению политолога, в случае победы Вашадзе власть окажется в положении «хромой утки», т.е. что в роли уходящей силы, которая с возросшей вероятностью не сможет получить большинство голосов на парламентских выборах 2020 года. Это, как говорит политолог, может дать ход кризисным явлениям внутри партии, которая уже будет рассматриваться как менее успешная.

«Я думаю, что при любом исходе президентских выборов правящая сила получит эффект меньшей стабильности, и сложно сказать, в каком из двух сценариев – т.е. в случае победы какого из кандидатов – это будет чувствоваться с большей силой», – резюмировал председатель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия.

XS
SM
MD
LG