Линки доступности

Россия выдвигает версию о «грузинском следе» в московских терактах


Во вторник Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил, что он не исключает причастность Грузии к произошедшими 29 марта взрывами в Московском метрополитене.

«У нас была информация о том, что отдельные сотрудники грузинских спецслужб поддерживают контакты с террористическими организациями на российском Северном Кавказе. Мы должны проверить и эту версию тоже, применительно к терактам в Москве», – заявил Патрушев в интервью агентству новостей «Интерфакс».

В том же интервью Секретарь Совета безопасности РФ также упомянул президента Грузии и заявил, что его поведение «непредсказуемо» и что «он один раз уже развязал войну». Глава Российского Совбеза отметил, что не исключает того, что Саакашвили «развяжет (войну – Н.Ч.) вновь». Патрушев также добавил, что необходимо проверить все версии.

31-го марта заявление Патрушева прокомментировал государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили. В интервью грузинскому телеканалу «Рустави-2», Якобашвили сказал следующее: «Власти Грузии осуждали, осуждают и всегда будут осуждать терроризм, если даже он происходит в лагере нашего противника. Я считаю, что терроризм является преступлением, и мы надеемся, что русские на самом деле проведут расследование. И вместо того чтоб невпопад указывать туда-сюда пальцем, на самом деле расследуют, кто стоит за этими терактами».

Госминистр Грузии также сказал, что заявление Патрушева насчет причастности Грузии к взрывам в Москве рассчитано для «внутреннего» пользования. В частности, Якобашвили отметил, что тогда, когда министр иностранных дел России Сергей Лавров предполагает, что московские взрывы связаны с террористами Афганистана, Патрушев указывает на «грузинский след». Госминистр объяснил это следующим образом: «То есть Лавров делает это заявление для Запада и остального мира, и они знают, что для Запада проблемой является Афганистан, а заявление Патрушева, наверно, рассчитано для внутреннего потребления. И заявление Патрушева является отголоском той антигрузинской истерии, которая началась в России», – заявил Якобашвили.

Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции также отметил, что волнения на Северном Кавказе не входят в интересы Грузии. «Северный Кавказ не является проблемой лишь для России. Эта и наша проблема потому, что мы никак не хотим, чтобы повторились истории Панкисского ущелья, или чтобы там произошла война или другие спецоперации, которые направят в большом количестве новых беженцев в Грузию, на этот раз с Северного Кавказа», – отметил Темур Якобашвили.

«Несерьезным» назвали заявление Патрушева в грузинском министерстве иностранных дел. Замминистра МИД Грузии Давид Джалагания заявил, что российские власти не раз пытались представить Грузию как союзницу «Аль-Кайды» и других террористических организаций. Тем не менее, никто в международном сообществе не воспринимал данные обвинения серьезно, так как Грузия является активной участницей антитеррористической коаллиции и вносит свой вклад в борьбу против терроризма как в регионе, так и за его пределами, например в Афганистане. «Я уверен, международное сообщество должным образом оценит провокационные заявления Патрушева. Что касается Грузии, мы будем честно выполнять свой долг в борьбе против любого выявления терроризма», – отметил замминистра иностранных дел Грузии.

Эксперты в Тбилиси опасаются, что подобные обвинения со стороны высокопоставленных представителей российской власти могут в определенной мере представлять из себя «проверку реакции Запада» и быть чреваты опасными последствиями. В интервью «Голосу Америки» Георгий Мчедлишвили – доцент Тбилисского Государственного Университета из Центра по социальным наукам – отметил, что за последние годы политика России по отношению Грузии определяется масштабом «реакции Запада» на те или иные действия и заявления со стороны российской власти. «К сожалению, подобными заявлениями или действиями Россия часто нащупывает почву. Если западная реакция на подобные провокации бурная, то Россия останавливается, как это было в августе 2008 года, а если же Запад промолчит, то это представляет некий сигнал для России, что можно сделать следующий шаг для «укрощения» строптивого соседа, который выбрал иной, неугодный для российского государства путь развития», – отметил эксперт.

Георгий Мчедлишвили считает, что в результате терактов в Москве, как это было и ранее после трагедий Норд-Оста и Беслана, последует ужесточение мер на Северном Кавказе с целью укрепления вертикали и личной власти президента России. Все это, по мнению эксперта, может вызвать новую волну насилия в регионе. «Исходя из того, что Олимпиада в Сочи будет в 2014 году, политическое решение Кремля “покончить” с Грузией должно быть осуществлено до 2012 года (президентские выборы в Грузии – Н.Ч.), так что 2011 и 2012 – это критические годы для Грузии. И очень многое – в плане безопасности на Кавказе – зависит от Запада. Только Запад сможет помочь избежать трагедии в регионе», – отметил эксперт.

В Тбилисском офисе Международной группы по предотвращению кризисов несогласны с мнением, что в результате московских терактов контроль Кремля над Северным Кавказом ужесточится. «Куда уж дальше ужесточать контроль?» – сказал в интервью «Голосу Америки» Лоуренс Шитс, директор Кавказского проекта. «Дело в том, что контроль довольно большой, но уже для России становится очень сложно контролировать данный регион. Если в 1994 году война в Чечне была сепаратистской, сейчас противостояние приняло иной характер. Делать прогноз насчет того, что будет в плане безопасности на данном этапе довольно сложно, но хочу напомнить, что теракты, которые предшествовали недавним взрывам в Москве, преобретали характер волны. До сегодняшнего дня примеры, когда теракты ограничивались одним инцидентом, малочисленны», – отметил директор Кавказского проекта.

«Что касается обвинений Патрушева, – сказал Лоуренс Шитс, – то ничего неожиданного для меня не было, такие обвинения без всяких на то доказательств делались не раз. Единственное, настораживает то, что данное заявление связывает проблему Северного Кавказа с проблемой Южного Кавказа. Это определенным образом повышает политическую температуру в регионе», – отметил директор Кавказского проекта в интервью «Голосу Америки».


XS
SM
MD
LG