Линки доступности

Суд признал владельцем «Рустави-2» оппонента Саакашвили


Чтобы решение вошло в силу, новому владельцу телеканала придется продолжить борьбу в вышестоящих судебных инстанциях

Решением тбилисского городского суда от 3-го ноября владельцем грузинского оппозиционного телеканала «Рустави-2» был признан оппонент экс-президента Грузии, а ныне губернатора Одесской Области Михаила Саакашвили, бизнесмен Кибар Халваши, который утверждает, что Саакашвили вынудил его продать телекомпанию в 2006 году лицам, через которых экс-президент и его партия могли контролировать канал.

Примечательно, что с 2004 года, телекомпания «Рустави-2» переодически меняла владельцев, при этом все новые акционеры во время получения прав владения телекомпанией, включая Кибара Халваши, были, как правило, союзниками президента Михаила Саакашвили. На сегодняшний день, помимо Халваши среди бывших владельцев «Рустави-2» есть и другие лица, претендующие на возврат своих имущественных прав.

«На суде проиграл Миша Саакашвили, который больше не является владельцем телекомпании «Рустави-2». У борьбы всегда есть смысл. Сегодняшнее решение суда является реальным началом процесса восстановления справедливости», – заявил Халваши 3-го ноября.

Сам Михаил Саакашвили назвал происходящее в Грузии «рейдерским захватом лучшего независимого телевидения на постсоветском пространстве», который как утверждает экс-президент, осуществляет бывший премьер Грузии миллиардер Бидзина Иванишвили. Напомним, что Саакашвили и грузинская оппозиция обвиняют Иванившили в неформальном правлении страной.

«Если Иванишвили удастся физически захватить самое большое грузинское телевидение – это означает победу того плана, который Путин не смог осуществить военным путем в 2008 году – покончить с грузинской демократией», – написал Михаил Саакашвили 3-го ноября на своей странице в социальной сети Фейсбук.

Несмотря на решение тбилисского горсуда, телеканал не перешел сразу в собственность Халваши, так как 2 ноября Конституционный суд Грузии приостановил действие нормы Гражданского процессуального кодекса о незамедлительном исполнении судебного решения. Теперь для того, чтобы имущественные права Халваши вошли в силу, ему придется продолжить спор в вышестоящих судебных инстанциях в условиях существующего статус-кво.

Судебное разбирательство по делу «Рустави-2» получило широкую огласку. Со стороны международных партнеров Грузии в данной связи был сделан не один комментарий, призывающий к сохранению медийного плюрализма в стране, при этом подчеркивалась необходимость обеспечения высших стандартов справедливого суда. Оппоненты властей заявляют, что правящая страной коалиция, оказывая давление на суд, использует Кибара Халваши для достижения своих целей -- перед парламентскими выборами 2016 года старается изменить редакционную политику самого «критически настроенного» в стране телекана. Это менение оспаривают представители грузинского правительства. Однако премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили и другие представители власти неоднократно выражали недовольство работой «Рустави-2», утверждая что журналисты этого самого популярного в Грузии оппозиционного телеканала занимаются «пропагандой лжи». После вчерашнего решения Тбилисского горсуда Гарибашвили сменил риторику, назвал журналистов «Рустави-2» «профессионалами», которых он «уважает и поддерживает», а также отметил, что все процессы развиваются демократическим путем.

«Нет необходимости в излишней драматизации всего этого и политизации этого процесса... Конституционный суд принял решение о том, что... (дело) должно пройти все три инстанции и только после этого (решение) будет исполнено. Так что, это – обычный демократический процесс», – заявил грузинский премьер.

Мнения экспертов

Георгий Мчедлишвили из университета Грузии считает, что судебный процесс по «неугодному властям» телеканалу «Рустави-2» был «абсолютно политизированным», хотя и допускает, что в свое время Кибара Халваши действительно вынудили продать этот канал.

«К сожалению, бизнес-политика предыдущего правительства Единого Национального Движения не отличалась разборчивостью и игрой по правилам. Много бизнесов попросту отнималось в пользу людей приближенных к власти, и «Рустави-2» был одним из них, возможно, самым важным. Это – факт. И это важно для полного понимания картины. Поэтому юридически Халваши имел право предьявить иск, хотя то, что это было сделано именно за год до выборов, а не три года назад, когда сменилась власть, а также многие другие спорные моменты, связанные с данным делом, почти не оставляют сомнений в том, что Халваши действовал по "рекомендации" нынешних властей», – заявил эксперт в интервью «Голосу Америки».

В то же время эксперт Заал Анджапаридзе считает, что весомость обвинений оппозиции в том, что вердикт судьи был обусловлен политическим нажимом, подтвердится, если при новом владельце редакционная политика «Рустави-2» изменится. По словам эксперта, скорее всего, судебная тяжба вокруг «Рустави-2» продлится еще долго, и поэтому на данном этапе не стоит «делать скоропалительных выводов» о политическом давлении на судью. В то же время, как отмечает Анджапаридзе, предположения о том, что грузинские власти заинтересованы лишить партию Саакашвили «ЕНД» медийного ресурса, «имеют под собой почву».

Говоря о потенциальном влиянии происходящих процессов на евроатлантические перспективы Грузии, эксперт отметил, что ситуация вокруг «Рустави-2» создала для правящей коалиции «невыгодный информационный и психологический климат» в Европе и США. Разговоры о том, что в Грузии притесняются независимые СМИ, по словам эксперта, могут обеспечить скептиков в Европе дополнительным аргументомдля того, чтобы отсрочить евроатлантическую интеграцию Грузии.

«Посмотрим, станет ли для политиков ЕС решение Конституционного суда о приостановке закона незамедлительного исполнения решения суда весомым аргументом о свободе судопроизводства в Грузии. Я считаю, что вопрос евроатлантической интеграции Грузии все же решается в контексте глобальной политики и политической конъюнктуры», –сказал Анджапаридзе в интервью «Голосу Америки».

XS
SM
MD
LG