Линки доступности

Закон о статусе религиозных меньшинств в Грузии вызвал волну протеста


Закон о статусе религиозных меньшинств в Грузии вызвал волну протеста
Закон о статусе религиозных меньшинств в Грузии вызвал волну протеста

Грузинская православная церковь, оппозиция и общественные организации выступили против решения грузинского парламента

Общественная организация «Движение гражданского противостояния» призывает население Тбилиси собраться вечером 6 июля на проспекте Руставели, чтобы выразить протест против утвержденных 5 июля парламентом Грузии поправок к Гражданскому кодексу, в соответствии с которыми религиозные меньшинства Грузии смогут регистрироваться в качестве юридических лиц публичного права (ЮЛПП).

Грузинская православная церковь (ГПЦ) подвергла критике данное законодательное изменение, заявив, что оно противоречит интересам Церкви и государства.

«Считаем, что этот закон повлечет негативные последствия в ближайшем будущем, в связи с чем ответственность возлагается на власти», – говорится в заявлении, распространенном Грузинской патриархией 5 июля.

Патриархия утверждает, что до принятия закона представители грузинского руководства провели переговоры с грузинским духовенством, однако в конечном итоге мнение Грузинской православной церкви (ГПЦ) не было учтено. Патриархия настаивала на том, чтобы процесс принятия закона был приостановлен, а на основе «публичных обсуждений» и «общественного консенсуса» принят «компромиссный вариант». ГПЦ заявляет, что принятие данного закона может быть оправданно лишь в том случае, если Церкви будет присвоен аналогичный статус в соседних странах, в частности, в Армении.

«Соглашение не состоялось, что очень печально, так как уже принятый закон противоречит интересам как Церкви, так и государства», – заявила Патриархия 5 июля.

Одновременно оппозиционный телеканал «Маэстро» 6 июля передал интервью с управляющим епархиями ГПЦ в Великобритании и Ирландии владыкой Зеноном, который представил свою версию развития событий, предшествовавших принятию нового закона.

Владыка Зенон заявил, что побывавший недавно в Грузии с визитом католикос Армении Гарегин II во время встречи с грузинским патриархом Илией II поднял вопрос о присвоении Армянской церкви в Грузии статуса юридического лица публичного права, а также сделал заявление о «возможности восстановления права собственности» на находящиеся в Грузии церкви-монастыри и строения, на которые претендует Армянская церковь.

«Илия II, выслушав данное заявление, сказал Гарегину II, что ничего не имеет против, но у нас есть наши требования в связи с присвоением статуса грузинской епархии в Армении. Тогда католикос Армении не выразил никакого сопротивления, но в последнюю минуту отказался подписать данное соглашение», – утверждает владыка Зенон.

«Тогда Армянская церковь не достигла цели, но затем она смогла это сделать с помощью руководства страны», – заявил владыка Зенон.

В то же время грузинские власти утверждают, что определение правовой и организационной формы религиозных групп не входит в полномочия патриархии Грузии.

Парламентарий Нугзар Циклаури в интервью грузинским СМИ 6 июля назвал заявление владыки Зенона «безответственным» и добавил, что обсуждение вопроса о регистрации религиозных меньшинств в качестве ЮЛПП продолжается уже в течение шести лет.

Министр культуры и охраны памятников Грузии Николай Руруа заявил в эфире телекомпании «Рустави 2», что новый закон «опирается на принципы демократии и равенства».

«Не надо забывать, что ни агрессивный ислам, ни впоследствии атеистическая страна не поколебали нашей веры. Не нанесет ей вреда и норма, определяющая равенство. Это паранойя, от которой мы скоро избавимся. Я убежден, что наша Церковь это решение воспримет абсолютно здраво», – заявил Руруа 6 июля.

Однако оппозиционный спектр Грузии поддержал позицию патриархии. В интервью грузинским СМИ 6 июля лидер оппозиционной партии «Демократическое движение – Единая Грузия» Нино Бурджанадзе назвала решение правительства «неосмысленным» и предупредила о негативных последствиях, которые может повлечь тенденция принятия решений «в ускоренном порядке», характерная, по словам Бурджанадзе, для правящей партии Грузии.

Лидер оппозиционной партии «Наша Грузия – Свободные демократы» Ираклий Аласания призвал президента Грузии Михаила Саакашвили наложить вето на принятый закон и начать общественные дискуссии для определения конечного варианта поправок.

Политическое объединение «Новые правые» заявило 6 июля, что «создание властями Грузии конфронтации с Православной церковью не способствует созданию атмосферы гражданского согласия в стране».

В свою очередь лидер оппозиционного Христиан-демократического движения Леван Вепхвадзе на брифинге для журналистов 6 июля обвинил правящую партию в «антицерковных настроениях» и заявил, что христиан-демократы намерены начать процесс сбора подписей с целью добиться конституционных изменений, в соответствии с которыми православие должно быть объявлено государственной религией в Грузии.

Примечательно, что по ряду опросов общественного мнения католикос-патриарх всея Грузии Илья II признан наиболее влиятельным человеком в стране. По данным опроса Национал-демократического института Америки (National Democratic Institute) за апрель 2010 года, из 2500 опрошенных 90% заявили, что больше всего доверия испытывают к грузинскому патриарху. Согласно тому же опросу, президенту Грузии Михаилу Саакашвили доверие выразили 58% респондентов.

XS
SM
MD
LG