Линки доступности

Тбилиси продолжает переговоры с Газпромом


Грузинские власти утверждают, что речь идет о поставках газа только для коммерческих нужд

Грузия и Россия продолжают вести переговоры о закупках Грузией российского газа. Это происходит на фоне протестов и резкой критики со стороны оппонентов грузинских властей. Комментируя свою очередную встречу с исполнительным директором Газпрома Алексеем Миллером в Милане, министр энергетики Грузии, вице-премьер Каха Каладзе заявил, что переговоры пока не завершены и касаются закупок газа только коммерческими структурами. Кроме того, речь идет об увеличении объемов газа, поставляемого через территорию Грузии в Армению, что увеличит и объем газа, причитающегося Грузии за транзит.

«Пока не принято никакого окончательного решения, ведутся переговоры. Речь идет об увеличении объема транзита и, следовательно, мы хотим получить больше прибыли и дать возможность коммерческим структурам поставлять в Грузию природный газ... В ближайшем будущем еще состоятся встречи», – заявил 28-го октября Каладзе журналистам и добавил, что в качестве возможного поставщика газа Тбилиси также рассматривает Иран, куда он в середине ноября планирует поехать для переговоров.

Примечательно, что после того, как в 2006 году Грузия осталась без российского природного газа (по российской версии – в результате аварии, а по грузинской – из-за политического обострения отношений между странами), Тбилиси с 2007 года прекратил закупки российского газа, заменив его (на 90 процентов) на природный газ, поставляемый азербайджанской госкомпанией «Сокар». В то же время Грузия получает 10% от общего объема российского газа, поставляемого в Армению в качестве оплаты транзита. Согласно информации «Газпрома», в 2014 году компания поставила в Грузию 0,3 миллиарда кубометров газа.

«Возможные опасности»

Переговоры Тбилиси с Газпромом вызвали настолько широкую волну протеста со стороны оппозиции и части общественности, что президент Грузии Георгий Маргвелашвили призвал провести заседание Кабинета министров для обсуждения возможных опасностей от сотрудничества Грузии с этой российской компанией. Однако данная встреча до сих пор не состоялась.

Оппоненты властей называют несколько причин, по которым они считают планы закупок газа из России «подозрительными». Первое, по их словам, это опыт Грузии, когда Москва использовала газ «как средство политического шантажа». Также, говорят оппоненты, подозрение вызывает и то, что даже самая льготная цена, которую может теоретически предложить «Газпром», превышает «приблизительно на 25 долларов» ту цену, по которой Грузии поставляет газ азербайджанский «Сокар».

Министр энергетики Грузии на этот аргумент заявил, что на данном этапе «нет возможности» приобретения дополнительного газа из Азербайджана. По словам Каладзе, российский газ будет использоваться для нужд коммерческих компаний, а не населения и что не ему определять цены на газ. «Это должны решить сами компании», – заявил он 20-го октября на специально созванной пресс-конференции. Он также указал партии экс-президента Михаила Саакашвили, представители которой назвали его действия «предательским шагом»,что Грузия дополнительно закупала российский газ и при президентстве их лидера. В то же время, согласно данным, которые представил Каха Каладзе, в общем объеме потребления газа в Грузии доля российского газа с 9,8% в 2009 году сократилась до 1,6% в 2012 году.

«Это только хорошо»

«Голос Америки» уже писал о том, что оппозиция также видит заинтересованность в сделке с Газпромом бывшего премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили. Партия Михаила Саакашвили «Единое Национальное Движение» (ЕНД) утверждает, что Иванишвили до сих пор является акционером Газпрома и владеет 1%-ом акций этой российской компании. Официального подтверждения этой информации нет, а сам Иванишвили ранее заявлял, что после прихода в политику он продал все свои активы в России. Примечательно, что парламентская оппозиция, как и президент Грузии Георгий Маргвелашвили, утверждают, что несмотря на добровольный уход с должности два года назад, Иванишвили продолжает править страной «из-за кулис».

Сам Иванишвили комментируя переговоры Тбилиси с Газпромом, заявил, что не видет «ничего плохого» в диверсификации поставщиков газа, при этом добавив:«мы пытаемся, и я активно участвую в этом, чтобы на территорию Грузии поступил и иранский газ в виде транзита и для нашего потребления».

«Российским газом снабжается вся Европа, и если Грузия будет покупать российский газ, никакого криминала в этом нет... Мы благодарны азербайджанской стороне, компании «Сокар», но если получится, чтобы не одна компания была монополистом, это только хорошо», – заявил 28-го октября журналистам Иванишвили.

Эти слова Иванишвили вызвали возмущение оппозиции, которые заявляют, что в то время как Европа «старается избавиться» от энергозависимости от России, как они утверждают, «под кулуарным руководством» Иванишвили, правящая коалиция пытается восстановить зависимость Грузии от РФ, которая, «благодаря стараниям» прежних властей, была сведена до минимума. Оппоненты также обвиняют правительство в ведении необдуманной политики, которая может «испортить» отношения со стратегическим партнером Грузии – Азербайджаном.

Примечательно, что ранее генеральный директор компании «SOCAR Energy Georgia» Махир Мамедов заявил, что азербайджанская компания готова к конкуренции с российским «Газпромом».

«Отсуствие единства»

Председатель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия считает, что «непоследовательность» в заявлениях грузинских властей о переговорах с Газпромом, порождает «логические сомнения» по поводуцелей такого сотрудничества.

В частности, рассказывает политолог, министр энергетики Каха Каладзе и его заместитель 9-го октября заявили, что тема обсуждения на их встрече с главой Газпрома – диверсификация энергоснабжения страны. Затем, 12-го октября премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявляет, что речь не идет о диверсификации, что это – «абсурд». Позже, вспоминает Нодия, власти сообщают, что тема обсуждения с Газпромом касается исключительно транзитного газа. 20-го октября Каладзе отмечает, что речь идет лишь о возможностях закупок газа коммерческими субъектами. На данном этапе, отмечает эксперт, опять прибавилась «диверсификация».

«Проблема в том, что в заявлениях властей нет единства, соответственно, возникают подозрения, так как создается впечатление, что правительство что-то не договаривает», – отметил Нодия в интервью «Голосу Америки».

Эксперт также напомнил, что министерство энергетики Грузии не афишировало начало переговоров с Газпромом, и сделало заявления в данной связи только после того, как информация просочилась в азербайджанские СМИ.

Что касается поставок газа для коммерческих нужд, по словам эксперта, непонятно зачем для этого нужны новые переговоры с Газпромом, учитывая то, что уже существуют договоренности, оформленные при предыдущих руководителях.

«Все последние годы так и было: правительство не закупало газ у Газпрома, но если было желание у коммерческих субъектов, никто им не мешал в этом, так что непонятно зачем стало необходимым вновь ставить этот вопрос», – говорит политолог.

XS
SM
MD
LG