Линки доступности

Министр обороны Гейтс: соображения национальной безопасности США – превыше всего


Роберт Гейтс
Роберт Гейтс

Реализм и идеализм в американской внешней политике

Министр обороны США Роберт Гейтс довольно сдержанно высказался по поводу способности Соединенных Штатов помочь борцам за демократию на Ближнем Востоке. В четверг, произнося речь на открытии библиотеки в доме-музее Джорджа Вашингтона, которая, как все ожидали, должна была стать обычной дежурной речью, Гейтс отметил разницу между моральной поддержкой активистов и тем, что США могут и должны делать, руководствуясь интересами собственной национальной безопасности.

Вот уже несколько месяцев, с тех пор как в нескольких ближневосточных странах начались антиправительственные выступления, члены администрации стараются проявлять осторожность в своих высказываниях.

Президент Барак Обама четко дал понять, что Соединенные Штаты поддерживают распространение демократии, и призвал руководителей стран региона к проведению реформ, хотя не все прислушались к его призывам. Некоторые аналитики и члены Конгресса подвергли президента критике за то, что он недостаточно активно помогает участникам антиправительственных демонстраций. Другие критикуют его за то, что он подвергает опасности интересы США, способствуя падению режимов, которые являются союзниками страны в борьбе с терроризмом, таких как правительства Хосни Мубарака в Египте и Али Абдуллы Салеха в Йемене.

В четверг министр обороны Гейтс попытался объяснить то, что он назвал “дилеммой”, с которой вот уже более 200 лет постоянно сталкиваются президенты США, – с одной стороны желание распространять по миру американские ценности, а с другой – необходимость защиты национальных интересов.

Дестабилизация или демократизация

«Совершенно необходимо открыто говорить о том, во что мы верим, чтобы мир знал, в чем заключается наша позиция, в то же время, делая все, что мы должны делать, для защиты наших интересов и обеспечения национальной безопасности. Наиболее успешные лидеры, начиная с Джорджа Вашингтона, решительно и целенаправленно способствовали распространению таких ценностей, как свобода, демократия и права человека. Однако в то же время, они взяли на вооружение такую политику, которая сочетала в себе различные подходы, и внимание в разные времена и в разных местах акцентировалось на разных вещах», - подчеркнул Роберт Гейтс.

Министр обороны признал, что делать «то, что мы должны делать» иногда означает сотрудничество с теми, кого он отнес к числу «наиболее одиозных нарушителей прав человека», даже несмотря на то, что американские лидеры поставили защиту прав человека во главу угла внешней политики. Говоря о сегодняшних демократических движениях в странах Ближнего Востока, Гейтс подчеркнул, что моральная поддержка, оказываемая США участникам антиправительственных демонстраций, рискующих жизнью во имя свободы и демократии, не означает поддержку поспешных, дестабилизирующих изменений, происходящих в разных странах региона.

«Когда мы открыто обсуждаем наше стремление к внедрению наших демократических ценностей по всему миру, мы часто говорим о тех странах мира, которые могут отставать на годы и даже на десятилетия», - отметил министр обороны США.

Гейтс сказал, что Соединенные Штаты хотели бы демократические ценности распространились по всему миру, но достижение этой цели «может быть ограничено такими факторами, как время, пространство, ресурсы или человеческая природа».

Гейтс, который через несколько месяцев должен уйти в отставку, в течение 40 лет занимал различные должности в правительстве. При восьми президентах он работал на различных высокопоставленных должностях в Белом доме и ЦРУ. Он известен как человек, «реалистично» относящийся к внешней политике США.

«Американская дилемма»

Гейтс один из тех, кто считают, что США должны определить, в чем заключаются наиболее важные национальные интересы, и защищать эти интересы, даже если для этого иногда приходится иметь дело с диктаторами.

«Идеалисты» в американской внешней политике считают, что самое важное – активно продвигать ценности США, что в конечном итоге будет способствовать укреплению национальной безопасности.

В своих публичных выступлениях президент Барак Обама и многие из его предшественников, как правило, высказывались с позиций «идеалистов». Именно такую речь произнес президент страны недель назад, объясняя то, чем оправдано участие США в военной операции в Ливии.

«Мы знаем, что наше собственное будущее будет более безопасным, более светлым, если больше людей по всему миру увидят яркий свет свободы и демократии», - заявил американский президент.

Однако в четверг министр обороны Гейтс подошел к этому тезису с другой стороны.

«Через всю американскую историю, начиная с Джорджа Вашингтона, красной нитью проходит идея о том, что мы обязаны обеспечивать нашу безопасность и защищать наши интересы таким образом, чтобы в конечном итоге это привело к распространению демократических идей и институтов», - подчеркнул Роберт Гейтс.

Министр обороны отметил, что в 1780-е годы сам президент Вашингтон решил восстановить отношения с британской монархией, руководствуясь экономическими и стратегическими соображениями, вместо того чтобы поддерживать французских революционеров, взбунтовавшихся против короля. Гейтс сказал, что с тех пор «американские лидеры никак не могут решить, с каких позиций следует решать международные проблемы – с позиций реализма или с позиций идеализма».

Другие материалы о событиях в США читайте в рубрике «Америка»

XS
SM
MD
LG