Линки доступности

Дети шпионов


Дети шпионов
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:13 0:00

Дети шпионов

Шпионская драма с американским летчиком Гэри Пауэрсом стала почти такой же хрестоматийной историей времен «холодной войны», как запуск первого спутника, возведение берлинской стены или Карибский кризис. 1 мая 1960 года самолет Пауэрса вошел в воздушное пространство Советского Союза, чтобы сделать фотографии космодрома Байконур и военных объектов, но, как известно, был сбит зенитной ракетой, после чего уже сам пилот вынужден был позировать перед фотокамерами следователей на Лубянке. Спустя 57 лет на место событий приехал его сын - Гэри Пауэрс-младший.

Эту историю на среднем Урале знают не хуже, чем ту, что про студентов из группы Дятлова или расстрел царской семьи. Упавший с неба Фрэнсис Пауэрс наделал много шума. В деревне Косулино едва ли не каждый второй заявит, что именно его родственники задержали американского летчика.

Местная жительница вспоминает: «Мы подбежали. Он говорит: дайте пить! По-русски. Такой красивый молодой парень. Он вот так взял из моих рук, напился». Ее соседка продолжает: «Потом подъехали две машины. Сказали: отступите все. Это шпион».

Несколько десятилетий Гэри Пауэрс-младший по крупицам собирает историю о своем отце и едва ли не главном скандале «холодной войны». 1 мая 60-го года самолет-разведчик взлетел в Афганистане, чтобы через несколько часов приземлиться в Норвегии. По пути Фрэнсис Пауэрс должен был сфотографировать советские военные объекты, включая полигон Байконур и центр разработки ядерного оружия Арзамас-16. В кармане пилота была ядовитая булавка на случай плена, но о ней Пауэрс не думал. Высота в 20 тысяч метров делала самолет U-2 недосягаемым для советских перехватчиков.

Никита Крутаков, сотрудник музея военной техники Уральской горно-металлургической компании, показывает образец того самого зенитно-ракетного комплекса С-75. «Был большой сюрприз для американцев, что за ними может полететь вот такая штуковина, а не просто МИГ-19», - говорит Крутаков.

Одной из восьми ракет был по ошибке сбит советский МИГ-19, пилот погиб. У американского самолета-шпиона при попадании ракеты оторвало хвост и крыло. Пауэрс прыгнул с парашютом вместо того, чтобы застрелиться или уколоть себя ядовитой иглой.

Алексей Антошин, куратор выставки, посвященной полету Пауэрса, рассказывает: «Он, конечно, ожидал страшного. Мог применить те средства, которые его могли уничтожить, но он не рискнул этого сделать, полагая, что все-таки наш народ – советский народ – это обыкновенные люди, такие же как американцы».

Весь путь своего отца Пауэрс-младший проделывает сам: изучает место падения обломков, садится в автомобиль, на котором летчика доставили в КГБ, и едет в музей военной техники в Верхней Пышме.

Пауэрса-старшего советский суд приговорил к десяти годам тюрьмы за шпионаж, но через два года разведчика обменяли на его советского коллегу Рудольфа Абеля. Уже по этим событиям Спилберг через полвека снимет свой «Шпионский мост». Гэри Пауэрс-младший уверяет: его отец никогда не держал зла на чекистов. Допросы хоть и были изнурительными, но физических пыток к нему никто не применял.

Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший говорит: «Мой отец всегда очень уважительно относился к советским людям: к военным или офицерам КГБ, с которыми он взаимодействовал. Они были профессионалами, и они уважали его за его профессионализм».

Впрочем, в США пилота встретили совсем не как героя. Многие винили его за отказ покончить с собой. Память Фрэнсиса Пауэрса окончательно реабилитировали в 2000 году, когда его сын получил за отца сразу несколько воинских наград.

XS
SM
MD
LG