Линки доступности

Цели России в Сирии: ИГИЛ или оппозиция Асаду?


Эксперты говорят, что Кремль, защищая сирийский режим, может увязнуть в войне и потерять поддержку российских граждан

Российская авиация начала боевые вылеты с базы в Латакии в тот же день, когда Совет Федерации России дал разрешение на применение российских вооруженных сил в Сирии. Первые результаты этих бомбардировок вызвали серьезное беспокойство на Западе и в арабском мире.

«Любопытно, что Россия нанесла удары в Сирии, но по ИГИЛ не попала», – заявил в парламенте Франции в среду министр обороны этой страны Жан-Ив Ле Дриан. Как сообщают многие медиа арабских стран, удар российской авиации был нанесен в районе города Хомс, за который сирийская армия и вооруженная оппозиция давно ведут бои с переменным успехом. Агентство Associated Press приводит слова высокопоставленного чиновника администрации США, который на условиях анонимности сообщил, что, по американским данным, российские авианалеты действительно были нацелены не на те области, в которых действует ИГИЛ.

О том же самом в кулуарах сессии Генеральной ассамблеи ООН сказал глава Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил Халед Ходжа. Как сообщает агентство Reuters, он заявил, что в результате атаки российских самолетов в Сирии погибли 36 мирных граждан.

Официальный представитель российского МИДа Мария Захарова в среду назвала данные о гибели мирных граждан при атаках в Сирии ложью. «Пошли многочисленные вбросы в СМИ о том, что в ходе российской операции гибнут мирные жители, и что она направлена на демократические силы страны». «Все это – информационная атака, война, о которой мы столько раз слышали», – заявила Захарова на брифинге в Нью-Йорке.

В социальных сетях российские пользователи вспоминают, что действия России в Сирии – это первый случай официально объявленного боевого применения Москвой своих войск за границей со времен войны в Афганистане 80-х годов прошлого века. Многие из них опасаются, что теперь из Сирии потечет поток гробов с телами российских военнослужащих, а сама Россия станет более уязвима для терактов со стороны радикальных исламистов.

Независимый военный аналитик Павел Фельгенгауэр говорит в интервью Русской службе «Голоса Америки», что Москва лукавит, когда обещает ограничиться в Сирии авиаударами и делает вид, что в зоне войны нет российских наземных частей, которые могли бы пострадать: «В Латакии у России – смешанный авиационный полк: эскадрилья штурмовиков Су-25, эскадрилья бомбардировщиков Су-24, видимо, несколько истребителей Су-30, транспортные и ударные вертолеты. Российская база для авиаударов по Сирии находится, в отличие от авиабаз западной коалиции, конкретно в Сирии – а это проблема, потому что в Сирии спокойных мест реально немного, и они всегда под угрозой. Поэтому для обороны этого авиаполка пришлось развернуть дополнительные силы: часть ПВО и батальонную группу с танками, минометами и другим тяжелым оружием с броней. Еще, конечно, спецназ. Потому что если будут потери в самолетах, нужно организовывать спасение и эвакуацию пилотов. Всего с учетом наземных сил там получается до 2000 человек».

Павел Фельгенгауэр считает, что российская база в Латакии может быть атакована сирийской оппозицией, потому что главная цель этой базы – удары по вооруженным противникам Асада, а не по ИГИЛ: «Серьезных средств ПВО у повстанцев нет, но какие-то есть – сирийские самолеты они сбивали, значит, и российские могут сбивать. Но в авиации не предполагаются большие потери; другое дело, что сирийская оппозиция постарается нанести удар по российской базе в Латакии. Это, конечно, дело небыстрое, но, думаю, такую операцию они будут готовить, и там потенциально могут быть очень серьезные потери».

Военный эксперт предполагает, что если российские бомбы и ракеты полетят в бойцов оппозиции, обученных и вооруженных западными странами, то отношения Владимира Путина с Западом могут не улучшиться, как он того добивался своим «сирийским маневром», а серьезно испортиться: «В США в результате таких операций может усилиться давление на Барака Обаму, который будет вынужден отреагировать, если удары придутся по Свободной сирийской армии. Он с союзниками может ввести запрет на полеты над Сирией или «прикрыть небо» частично. Может дойти до того, что западным военным придется вести воздушные бои с нашими или поставлять сирийской оппозиции системы ПВО, опять же, против российской авиации».

Российский политолог Станислав Белковский, в начале 2000-х годов близкий к Кремлю, а теперь являющийся критиком Владимира Путина, полагает, что Запад понимает настоящие цели России в Сирии, но ему эта ситуация подходит: «Мне кажется, Запад сейчас избрал правильную тактику, она только кажется проигрышной на первый взгляд. Запад дает возможность Путину увязнуть во всех тех конфликтах, в которые Путин ввязался сам с целью привлечь внимание США и Евросоюза точно так же, как двоечник пытается привлечь внимание отличницы, дергая ее за косички. Что именно предпримет Путин в ближайшие месяцы, до конца не ясно, но ясно, что выпутаться из Сирии просто так он уже не сможет, какие бы иллюзии он ни питал на сегодняшний день».

Белковский отмечает, что действия России в Сирии при громкой пропагандистской кампании являются нарочитыми: «Победить ИГИЛ одними авиаударами российских ВВС невозможно, иначе бы эту задачу уже давно решили значительно более мощные американские ВВС. Значит, из этого логично вытекает наземная операция. Вопрос – кто ее будет проводить? А этот вопрос для Путина уже слишком опасный и рискованный, особенно с учетом совершенно явно напрашивающихся ассоциаций нынешней Сирии с приснопамятным Афганистаном, сыгравшим столь значительную роль в распаде СССР».

Политолог говорит, что российский лидер затеял «сирийский маневр» с целью «принуждения Запада к любви и формирования нового, вернее, хорошо забытого старого ялтинско-потсдамского миропорядка», но ударить эта затея может по нему самому: «Всерьез воевать в Сирии – это серьезные жертвы, притом не только материальные и экономические, но и человеческие, и не только прямые, но и косвенные, поскольку это может привести к резкому росту количества терактов на территории России».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG