Линки доступности

Российские эксперты: между Обамой и Путиным изначально не было симпатии


Высказывания президента США о российском лидере в интервью The Atlantic не остались незамеченными в Москве

МОСКВА — Высказывания президента США Барака Обамы в интервью изданию The Atlantic, характеризующие российского лидера Владимира Путина, не прошли незамеченными в Кремле. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил журналистам, что «безусловно, основные положения подобных интервью докладываются президенту в обзорах СМИ, конечно, ключевые заявления, сделанные президентом США, также докладываются Путину». В данном случае, по словам Пескова, в Кремле «действительно ознакомились с этим интервью, все сказанное в этом интервью принято к сведению». При этом представитель Кремля пояснил, что не может говорить «о какой-то конкретизированной реакции президента».

Российские медиа, лояльные действующей власти, перевели высказывания Обамы о Путине в комплиментарном для российского президента ключе: так, фраза «he is not completely stupid» (он не полностью глуп) некоторыми российскими изданиями была переведена как «он умен». А фразу президента США «он никогда не заставляет меня ждать по два часа, как он поступал с некоторыми другими» (He never keeps me waiting two hours like he does a bunch of these other folks) газета «Комсомольская правда» перевела с небольшой поправкой: «Он никогда не заставлял меня ждать по два часа, как это бывало со многими другими», и сразу стало непонятно, кто, кого и когда заставлял ждать.

США и Россия в течение второго срока Барака Обамы и третьего срока Владимира Путина переживают небывалый за последние 30 лет спад в отношениях, и риторика Москвы в адрес Вашингтона близка к той, которая использовалась на пике «холодной войны», в начале 80-х. Многие наблюдатели в Москве говорят о том, что не в последнюю очередь на градус этой риторики влияет отсутствие личной симпатии между двумя лидерами.

При этом основные события, увеличившие раздражение Владимира Путина в отношении США, произошли при предшественнике Барака Обамы: именно при Джордже Буше-младшем НАТО расширилось за счет стран Балтии, в Грузии и Украине произошли «цветные революции», Вашингтон вышел из Договора по противоракетной обороне. И, тем не менее, личные отношения Буша и Путина были хорошими. Что же поменялось после 2012 года?

Андрей Колесников: Обама и Путин – разные политики с разными целями

Эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников отмечает в интервью «Голосу Америки», что взаимной симпатии между Бараком Обамой и Владимиром Путиным возникнуть, видимо, просто не могло: «Того, что называют «chemistry», даже и не могло быть, потому что они – психофизически уж очень разные люди. Мне кажется, что в политике это все-таки имеет значение, несмотря на способность политиков друг к другу приспосабливаться, быть дипломатичными – они совсем разные политики, с совсем разными целями».

«Путин все эти годы потихонечку отдалялся от Запада. То, что произошло два года назад с Крымом – это, скорее, не начало какой-то новой эпохи, а итог его эволюции, и эта эволюция, к сожалению, проходила на наших глазах. Как только он получил новый мандат в 2012-м, мы все прекрасно помним, что он начал немедленно править законодательство, и немедленно изменилась риторика в стране – Запад постепенно становился чуть ли не в буквальном смысле врагом» – считает Андрей Колесников.

Говоря о самих высказываниях Обамы в адрес Путина, эксперт подчеркивает, что президент США был «очень дипломатичен»: «Он же, в общем, аккуратно рассуждал о Путине, хотя в результате пригвоздил его, что тот все-таки не ключевой игрок, хотя и вежливый в общении».

Почему с Джорджем Бушем-младшим Владимир Путин находил нечто общее, а с Бараком Обамой не нашел? Андрей Колесников поясняет, что здесь дело еще и в том, какие в начале 2000-х были времена: «При Буше Путин пытался идти навстречу Западу, он нащупывал свое место среди мировых лидеров, пытался быть терпимым к, с его точки зрения, недружественным шагам. И у него было психофизическое совпадение с Бушем: Буш, все-таки, попроще, постарше, есть поколенческие, хоть и не большие, но различия с Обамой. А с Бушем было проще, хотя ровно тогда накопились все эти обиды, которые потом вылились в его эволюцию в сторону большего изоляционизма, неприятия Запада, обиды на Запад, оценки Запада некой субстанции, которая живет двойными стандартами».

Валерий Гарбузов: Барак Обама не считает Путина партнером

Исполняющий обязанности директора Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов рассматривает личные контакты американского и российского лидеров в общем контексте отношений двух стран: «Если говорить об общей канве этих отношений, то они зашли в тупик, и, конечно, оба лидера – и Путин, и Обама – приложили руку к тому, чтобы они оказались в таком состоянии, в котором оказались».

В интервью Русской службе «Голоса Америки» ученый говорит, что президент США, при всей взвешенности его высказываний о Путине, относится к российскому лидеру явно негативно: «С одной стороны, он подчеркивает его какие-то позитивные качества, а с другой стороны, видно, что у Обамы сложился негативный образ российского президента – главы государства, который, как считает Обама, своими действиями показывает свою слабость. Для Обамы Путин – это человек, который способствовал тому, что Россия оказалась в изоляции от ведущих стран Запада, который стремится восстановить, если не Советскую империю, то, во всяком случае, влияние России на постсоветском пространстве, и ему не очень это удается. Такое восприятие говорит о том, что Обама воспринимает Путина даже не как конструктивного партнера, с которым можно договариваться, а как противника, который идет против течения».

Валерий Гарбузов соглашается с тем, что именно с перемены мнения Путина о Западе началось похолодание между Москвой и Вашингтоном: «Произошла метаморфоза в самом Путине. На стыке президентства Буша и, может быть, в течение первого срока Обамы произошла постепенная, но заметная смена американского вектора в нашей политике: больше стало критики в адрес США, все больше стало появляться каких-то таких событий, которые осложняли наши отношения. Я имею в виду историю с усыновлением, историю с Бутом, потом – побег Сноудена, и многое другое. Получилось так, что накапливалась критическая масса, которая и должна была, наверное, привести к тому, к чему она привела в итоге».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG