Линки доступности

Москва и Тегеран – на защите Башара Асада


Сергей Лавров и Джавад Зариф
Сергей Лавров и Джавад Зариф

Россия и Иран заявили о единой позиции по Сирии и о военно-техническом сотрудничестве

В понедельник российский министр иностранных дел Сергей Лавров провел переговоры со своим иранским коллегой Джавадом Зарифом.На совместной пресс-конференции по итогам переговоров министры продемонстрировали близость позиций Москвы и Тегерана по внешнеполитическим вопросам.

Сергей Лавров заявил, что теперь Россия и Иран смогут общаться еще теснее: «Сегодня есть все возможности для того, чтобы придать российско-иранским отношениям новые качества, еще более продвинутые за счет договоренностей, которые были достигнуты между президентами, и с учетом тех решений, которые были приняты по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной проблемы».

Джавад Зариф назвал российского министра другом и полностью ему вторил: «Со снятием санкций все барьеры для расширенного сотрудничества между Ираном и Россией снимаются... Есть области сотрудничества, которые после достижения соглашения по иранской ядерной программе будут развиваться».

Согласие по Сирии и военному сотрудничеству

Оба министра пояснили, что речь идет о сотрудничестве в ядерной сфере (Россия будет строить в Иране новые реакторы), а также о новых путях взаимодействия в военно-технической области. «В январе этого года министр обороны РФ Сергей Шойгу посетил Тегеран, где было подписано соглашение и о военном сотрудничестве, в том числе и в контексте каспийской проблематики. Это важная задача – предотвращать угрозы и риски, которые в этом регионе существуют и могут обостряться», – заявил Лавров.

Российский министр ясно сформулировал позицию Москвы по поводу президента Сирии Башара Асада. «У нас есть расхождения (с США и некоторыми странами Ближнего Востока — Д.Г.) в отношении того, как решать судьбу нынешнего, действующего, легитимного президента Сирийской Арабской Республики: если некоторые из наших партнеров считают, что обязательно нужно договориться заранее, что в конце переходного периода президент (Башар Асад – Д.Г.) уйдет со своего поста, то для России эта позиция неприемлема». Иранский коллега Сергея Лаврова полностью поддержал эту позицию.

Оба министра также заявили, что недавно распространенная американскими медиа информация о визите находящегося под санкциями Совета Безопасности ООН командующего спецподразделением «Аль-Кудс» в составе Корпуса стражей исламской революции Касема Сулеймани в Москву является «слухами». При этом Джавад Зариф назвал эту информацию «пропагандой США, связанной с внутриполитической обстановкой в этой стране».

Владимир Сажин: после поставки комплексов ПВО сотрудничество в военной сфере с Ираном усилится

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, эксперт по Ирану Владимир Сажин уверен, что в ходе переговоров Лаврова и Зарифаобсуждался вопрос о поставках в Иран российских ракетных комплексов: «Сейчас военно-техническое сотрудничество двух стран заморожено, и одними из главных проблем, его заморозивших, являются отказ России в 2010 году от поставки в Иран комплексов С-300 и последовавший за этим судебный иск Ирана к России, по которому Москва может потерять до 4 миллиардов долларов. Ранее в этом году, как известно, Владимир Путин отменил указ Дмитрия Медведева о замораживании поставок С-300 в Иран, но проблема остается».

В интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» эксперт пояснил, что «Иран ждет поставку ракетных комплексов ПВО до конца этого года». «Российская сторона настаивает на отзыве иранского иска из международного суда, после чего будут проведены новые переговоры, так как Россия предлагает Ирану новые комплексы ПВО вместо устаревших С-300. Я сомневаюсь, что комплексы могут быть поставлены до конца этого года, но юридические преграды для такой поставки с российской стороны сняты. А после снятия проблемы этой поставки и остальное военно-техническое сотрудничество ускорится», – считает Владимир Сажин.

Также, по мнению специалиста по российско-иранским отношениям, в ближайшее время Иран начнет в значительных объемах поставлять в Россию продовольствие: «Это – рыбная продукция, мясо-молочная продукция, овощеводство и прочее».

Владимир Сажин отмечает, что у Москвы и Тегерана есть и единая позиция по Сирии, и желание развивать ядерную энергетику, т.е., в ближайшее время сотрудничество двух стран будет серьезно расширяться.

Георгий Мирский: Ирану приятно, что Путин поддерживает Асада

Чуть более скептического взгляда на отношения России и Ирана придерживается Георгий Мирский – главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН. В интервью Русской службе «Голоса Америки» он отметил, что «Иран после договоренностей по ядерной программе может выбросить достаточно большое количество нефти на рынок, и это приведет к дальнейшему спаду цен на один из главных российских экспортных продуктов». «Многие журналисты говорят, что Россия сыграла в ущерб самой себе, но я с этим не согласен, я считаю, что ядерная сделка с Тегераном– это единственное, чего можно было добиться в нынешней ситуации, это – наименьшее зло», – подчеркивает эксперт.

По мнению Георгия Мирского, в случае с Ираном Москва заслужила благодарность со всех сторон. «С одной стороны, она показала Ирану, что выступает на его стороне в смысле того, что он способен пойти на договоренность с Западом по своей ядерной программе, и не нужно его загонять в угол. С другой стороны, она продемонстрировала, что играет на стороне мирового сообщества, помогая ему заключить с Ираном достаточно важную сделку», – считает аналитик.

Эксперт уверен, что «Ирану приятно, что Путин не отказывается от поддержки Башара Асада, – иначе Тегеран остался бы в этой поддержке один». «Сирия при остающемся Асаде задохнется в крови; понятно, что он будет держаться до последнего, и Сирия может вообще полностью погибнуть, но Путин показывает, что он «своих не сдает», и с точки зрения некоего имиджа считает это правильным», – таков вывод Георгия Мирского.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG