Линки доступности

Внешняя политика Трампа: итоги первых 100 дней


Первые месяцы президентства Трампа показали, что его приоритеты – Ближний Восток и Восточная Азия

Его или любят, или ненавидят. Дональд Трамп обычно вызывает у людей сильные чувства. Тем временем его президентство достигло символической даты – 100 дней – на фоне напряженной обстановки в мире.

По мере того, как недоукомплектованная команда Белого дома лавирует между первыми испытаниями, становятся яснее очертания «Доктрины Трампа».

Отвечая на вопрос о «Доктрине Трампа», глава администрации Белого дома Райнс Прибус заявил: «Это проведение неких линий, которые мы не позволим переходить таким людям, как Асад, но в то же время четкое обозначение того, что мы не заинтересованы в долгосрочных сухопутных войнах на Ближнем Востоке».

«Очевидно, это и сосредоточенность на ИГИЛ и действиях на Ближнем Востоке с целью защитить США, и сотрудничество с Китаем по вопросам, связанным с КНДР, которые очень реальны и серьезны и требуют сотрудничества в регионе», – добавил Прибус.

Основные компоненты

Вице-президент дружественного Трампу фонда Heritage Foundation Джим Карафано считает двумя из трех основополагающих компонентов политики президента обеспечение мира и стабильности на Ближнем Востоке и в Азии. Третий же – нейтрализация «деструктивного влияния» России.

«Президент все понимает, – считает Карафано. – Он не потворствует России. Администрация очень четко дала понять, что российское вмешательство не приносит пользы и дестабилизирует ситуацию, и мы не будем терпеть этого».

По словам Карафано, Трамп компенсирует нехватку опыта во внешней политики за счет команды опытных профессионалов.

«Когда нужно принимать решения, президент обращается к (министру внутренней безопасности) Джону Келли, (министру обороны) Джеймсу Мэттису, (советнику по национальной безопасности) Герберту Макмастеру, (госсекретарю) Рексу Тиллерсону. Он прислушивается к ним и уважает их мнение», – отмечает Карафано.

По его словам, приближенные Трампа «доказали свой профессионализм в управлении кризисными ситуациями»: «На их счету два крупных кризиса: химическая атака в Сирии и эскалация ситуации с КНДР. По мнению большинства, они справились с этим весьма неплохо».

Впрочем, на противников президента это не произвело большого впечатления. Главный редактор журнала New Yorker Дэвид Ремник, ярый критик Трампа, написал: «Его президентство становится деморализующей манией для любого, кого беспокоит международная безопасность…»

«Результаты довольно плачевные», – отмечает декан Школы международных отношений Американского университета в Вашингтоне Джеймс Голдгайер.

Ошибки

Голдгайер называет «смехотворными» такие ошибки администрации, как заявление о движении боевой группы ВМС к Корейскому полуострову – в то время, как она на самом деле направлялась в другое место.

«Самое позитивное, что я могу сказать: Трамп понял, что позиции, которых он придерживался во время предвыборной кампании, неприменимы к реальности, и ему нужно пересмотреть подход к таким странам, как Россия и Китай, – считает Голдгайер, занимавший высокий пост в администрации Билла Клинтона. – Он начинает с очень слабой базы, имея очень мало знаний об истории и политике прошлых администраций, и недостаточно людей, которые могли бы его поддержать».

Высокопоставленный представитель Белого дома в ходе одного из брифингов назвал изменения в позиции Трампа позитивным явлением, поскольку они подчеркивают, что его политика лишена догматичности. «Она очень прагматична», – отметил источник, чье имя не разглашается по условиям брифинга.

«Президент взвешивает риски, связанные с любыми действиями. Но кроме того, в эти первые несколько недель он также оценил риск бездействия, – добавил источник. – Тогда как оценка рисков, связанных только с действиями, имеет тенденцию парализовать лидера, он осознал, что и бездействие чревато риском, и очевидным примером тому является реакция на массовое убийство мирных жителей в Сирии».

Противоречивые заявления

Впрочем, в вашингтонском внешнеполитическом истеблишменте многих по-прежнему беспокоит, как остальной мир воспринимает очевидные изменения в позиции Трампа и его противоречивые заявления по различным острым вопросам.

Участники форума «Отношения США и Азии при Трампе», который прошел на этой неделе в Школе передовых международных исследований при Университете Джонса Хопкинса, выражали беспокойство по поводу потенциальных серьезных просчетов со стороны как друзей, так и врагов США.

«Нашим союзникам не нравится непредсказуемость, – отмечает Ричард Фонтейн, служивший советником по внешней политике аризонского сенатора-республиканца Джона Маккейна. – Когда речь идет о сдерживании, непредсказуемость обычно не очень хорошая идея».

Старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Майкл Суэйн отмечает: «Самая острая проблема – это Северная Корея… Мы видим, что у администрации не очень четко сформировалось представление о том, как решать эту проблему, поступают разнонаправленные сигналы. Это не внушает спокойствия».

Подытожив сказанное участниками форума в одном предложении, Суйэн отметил: «Худшие опасения по поводу того, что администрация Трампа будет делать в Азии, в большинстве своем не оправдались». И, выдержав долгую паузу для усиления эффекта, добавил: «Пока».

XS
SM
MD
LG