Линки доступности

Женщины и национальные меньшинства плохо представлены в американской науке


Женщины и национальные меньшинства в США слабо представлены в таких областях, как естественные науки, технологии, технические дисциплины и математика. Согласно двум докладам, выпущенным на этой неделе, причинами являются плохие школы, стереотипы, предвзятость и препятствия на работе. Исследователи надеются, что более глубокое понимание этой тенденции поможет изменить ее.

Мэй Джемисон добилась в жизни многого. Она – химик-технолог, врач, профессор в колледже, а в 1992 году она стала первой женщиной – афроамериканкой, полетевшей в космос.

Джемисон также является представителем адресной программы помощи корпорации Bayer. Начиная с 1995 года, компания ежегодно выпускает доклад «Факты от Bayer о научном образовании» о владении базовыми научными знаниями и проблемами организации рабочих мест. В этом году, по словам Джемисон, в опросе приняли участие 1200 женщин и представителей меньшинств, работающих в области химии и химической технологии. Карьеры в естественных науках, технологии, технической сфере или математике получили название STEM.

«Опрос показал, что если женщины или представители меньшинств решают делать карьеру в одной из этих областей, – говорит Джемисон, – они сталкиваются с рядом преград уже в процессе получения образования. Общество должно понять, в чем заключаются эти преграды».

Хотя женщины и представители национальных меньшинств составляют две трети американской рабочей силы, их доля в областях STEM не превышает 25 процентов. В качестве причин доклад называет плохие школы, недостаток качественных программ по математике и естественным наукам, устойчивые негативные стереотипы, финансовые затраты и предвзятое отношение на работе.

Джемисон говорит, что в обзоре указывается на ранний интерес к науке… у детей до 11 лет.

«Это значит, что маленькие дети очень интересуются окружающим миром, – говорит Джемисон. – Им интересно, что происходит вокруг, но и тут многие дети уже натыкаются на препятствия. Их сбивают с пути система образования и общество, которые не являются беспристрастными ни в отношении расы, ни пола. Эта предвзятость не позволяет им выбрать научную карьеру».

Почти две трети опрошенных заявили, что в их компаниях и институтах женщины и представители меньшинств очень слабо представлены на должностях в сферах STEM. Сорок процентов сообщили, что их отговаривали от выбранной карьеры, обычно во время учебы в колледже, причем иногда это делали их преподаватели. Джемисон вспоминает, что сама сталкивалась с этим явлением постоянно, еще будучи в колледже. Она считает, что ее преподаватели не очень-то радовались ее присутствию в аудитории: «Бывало, задаешь им вопрос, а они смотрят на тебя, как будто это что-то необычное, а потом другой студент задает тот же самый вопрос, и они говорят, дескать, вы очень сообразительны. Такое ощущение, что тебя просто не замечают в классе».

Несмотря на растущее число женщин, получающих ученые степени в естественных науках, разрыв между мужчинами и женщинами на работе остается значительным. Такой вывод содержится во втором докладе, выпущенном на этой неделе Американской ассоциацией университетских женщин.

Доклад под названием «Почему так мало?» основан на научных исследованиях, проведенных за последние 15 лет, а его выводы подчеркивают роль социальной и культурной предвзятости и барьеров в высшем образовании, о которых сообщают химики и технологи – участники опроса компании Bayer.

Один из авторов доклада Андрессе Роуз поясняет, например, что хотя доля девочек, получающих хорошие оценки по математике, такая же что и доля мальчиков, миф о том, что девочки не имеют хороших способностей к математике, по-прежнему распространен и оказывает большое влияние.

Из-за этого отрицательного отношения девочки, скорее всего, поверят, что они не столь удачливы в математике, как мальчики, которые получают те же оценки и результаты тестов по математике.

Однако Роуз надеется, что ситуацию можно изменить.

«Хотя культурные стереотипы подобные этому очень сильны, и с ними очень трудно бороться, их можно изменить. Мы считаем, что люди могут избавиться от своих стереотипов, предпринимая активные шаги, например, познакомиться с положением женщин в этих областях и создать позитивное представление о женщинах в науке, в учебных аудиториях и у себя дома».

Доклад Американской ассоциации университетских женщин рекомендует меры по повышению осведомленности о достижениях девочек и повышения интереса к науке. Колледжам предлагается набирать больше женщин – как студентов, так и преподавателей. Андрессе Роуз считает, что эти инициативы должны воплощаться во всей системе образования, для того чтобы достичь хороших результатов.

«Этим должны заниматься все: от воспитателей детских садов до учителей в старших классах, администрации колледжей и университетов, ну и, конечно, работодатели и политики», – говорит Роуз.

С этим согласна бывший астронавт Мэй Джемисон, которая добавляет, что более качественные программы по естественным наукам в школах и колледжах не только привлекут больше женщин и представителей меньшинств в науку, но также станут стимулом для более грамотной демократии.

XS
SM
MD
LG