Линки доступности

ХАМАС и ФАТХ в повестке переговоров США и Израиля


Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху (слева) и президент США Барак Обама. Белый дом. 6 июля 2010 года
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху (слева) и президент США Барак Обама. Белый дом. 6 июля 2010 года

Эксперты: союз ХАМАС и ФАТХ – «брак по расчету»

В пятницу 20 мая премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху встретится с президентом США Бараком Обамой в Вашингтоне. Ожидается, что одной из тем их встречи станет недавнее соглашение между ХАМАС и ФАТХ » – двумя крупнейшими палестинскими организациями.

По мнению экспертов, недавнее соглашение о примирении является попыткой восстановить отношения между двумя злейшими врагами.

Светское движение ФАТХ возглавляет Махмуд Аббас – глава Палестинской автономии. Он находится у власти с января 2005 года, придя на смену Ясиру Арафату, умершему в ноябре 2004 года. Арафат был основателем ФАТХ.

Группировка ХАМАС также известна под названием «Исламское движение сопротивления». В течение многих лет она использовала террористов-самоубийц и наносила по Израилю ракетные удары, что неизбежно вызывало военный ответ со стороны Израиля.

Неофициальное соглашение о прекращении огня между ХАМАС и Израилем действует с апреля. США и Израиль считают ХАМАС террористической организацией. Однако группировка также управляет разветвленной сетью, предоставляющей палестинцам социальные услуги.

ХАМАС правит Сектором Газа с тех пор как одержал победу над силами Палестинской автономии в 2007 году, в то время как контролируемая ФАТХ Палестинская автономия управляет Западным берегом реки Иордан.

Ранее, при посредничестве Египта, две группировки подписали в Каире соглашение о примирении. Это соглашение, в частности, призывает покончить с состоянием войны между ХАМАС и ФАТХ, создать временное правительство и провести в течение года президентские и парламентские выборы.

Алон Бен-Мейр, эксперт по Ближнему Востоку в Нью-Йоркском университете, говорит, что обе палестинские группировки также достигли принципиального соглашения не применять насилие, особенно в отношении Израиля.

«Об этом не так много говорили, – поясняет Бен-Мейр, – но из своих источников я знаю, что это очень важный момент как для Египта, так и для ФАТХ. Они предупредили ХАМАС, что соглашение будет работать только в том случае, если ХАМАС будет воздерживаться от любого насилия в отношении Израиля, потому что это может привести к масштабным акциям возмездия».

Бен-Мейр считает, что ХАМАС должен обратить внимание еще на одну важную проблему.

«Они должны осудить насилие и изъять из своей хартии положение, призывающее к уничтожению Израиля, – говорит он. – У Израиля есть законное право требовать этого от ХАМАС, перед тем как садиться с ними за стол переговоров».

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху осудил соглашение, назвав его «смертельным ударом миру и наградой терроризму». Соединенные Штаты пока не выразили свою позицию, ожидая дополнительной информации.

Фаваз Гергес, эксперт по Ближнему Востоку в Лондонской школе экономики, говорит, что обеим сторонам еще предстоит сделать очень многое.

«Условия соглашения очень нечеткие из-за двух важных и очень противоречивых элементов, – говорит Гергес. – Во-первых, это формирование нового правительства – мы не знаем, кто будет отвечать за новое объединенное правительство. А во-вторых, мы не знаем, позволит ли ХАМАС Палестинской администрации распоряжаться в своей вотчине – Секторе Газа».

Однако Гергес говорит, что значение соглашения нельзя недооценивать.

«С политической точки зрения оно означает, что обе стороны, ФАТХ и ХАМАС, осознали тщетность своей вендетты – говорит он. – Они поняли, что палестинское общество устало от этого соперничества. Они поняли, что если не сплотят ряды, если не создадут правительство народного единства, то не будет палестинского государства, а международное сообщество не будет воспринимать палестинцев всерьез».

Гергес считает, что обе стороны будут выполнять соглашение о перемирии: «ХАМАС и ФАТХ не любят друг друга. Но это брак по расчету, а не по любви. И я бы предположил, что именно поэтому соглашение будет действовать».

Бен-Мейр смотрит на шаг вперед.

«Я готов предсказать, что крупных проявлений насилия больше нигде не будет, – говорит он, – поскольку ХАМАС будет очень тщательно соблюдать соглашение, достигнутое с египтянами и ФАТХ.

По словам Бен-Мейра, ХАМАС понимает суть перемен, охвативших арабский мир, и пытается извлечь из них наибольшую выгоду.

Другие новости о событиях в мире читайте в рубрике «В мире»

XS
SM
MD
LG