Линки доступности

Москва и Анкара ставят точку по вопросу поставок С-400?


Владимир Путин и Реджеп Эрдоган
Владимир Путин и Реджеп Эрдоган

Эксперты – об итогах переговоров Путина и Эрдогана

МОСКВА – Президенты Владимир Путин и Реджеп Эрдоган до сих пор ищут компромисс по ценам на российский газ, который пойдет на «Турецкому потоку», но подтвердили свою готовность выполнить контракт по поставке российских зенитных ракетных комплексов С-400 Турции.

Это стало ясно по итогам завершившихся накануне в Москве переговоров двух лидеров.

Владимир Путин назвал завершение контракта по поставке С-400 приоритетом для двух сторон. Более того, он дал понять, что Россия и Турция намерены расширить военно-техническое сотрудничество.

В свою очередь, Реджеп Эрдоган сказал, что контракт направлен на обеспечение национальной безопасности Турции. «Тема закрыта и обсуждению не подлежит», – подчеркнул он.

Этот вопрос остается одним из главных камней преткновения во взаимоотношениях Вашингтона и Анкары. В Вашингтоне настаивают на том, что поставки С-400 ставят под угрозу безопасность НАТО.

«Турция должна сделать выбор. Хочет ли она остаться важнейшим партнером в самом успешном военном альянсе в истории, или же хочет рискнуть безопасностью этого партнерства, принимая безрассудные решения, которые подрывают наш альянс?» – заявил вице-президент США Майк Пенс во время форума «НАТО – 70 лет Альянсу: Взгляд из Вашингтона».

Другой центральной темой переговоров в Москве стала сирийская проблема. Но здесь кроме общих слов было сказано мало, из чего наблюдатели делают вывод, что противоречия между сторонами никуда не делись.

Турецкий политолог Керим Хас в интервью Русской службе «Голоса Америки» заметил, что Россия сегодня воспринимается общественностью Турции в качестве одного из первоочередных партнеров страны. По его оценке, этому во многом способствует искусственное подпитывание СМИ «нужной» информацией и манипуляция кризисом в отношениях между Анкарой и Вашингтоном.

«Не секрет, что абсолютное большинство турецких СМИ находится под контролем близкого окружения Реджепа Эрдогана, — добавил он. — Сам президент, фактически, зажат в «международных тисках», и это диктует ту повестку, которая отвечает его личным интересам на текущий момент».

По словам Керима Хаса, вопросы, связанные с покупкой С-400, не только не сходят с повестки дня уже длительное время, но и становятся все острее на фоне проблем с приобретением турецкой армией американских F-35: «Нельзя не учитывать, что С-400 – тема сильно политизированная. Безусловно, Турция нуждается в противоракетных и противовоздушных комплексах. Однако говорить, что ими должен стать именно С-400, это, скорее, демонстрация односторонности подхода».

В этом контексте в турецкой экспертной среде существует большой скептицизм также и в отношении «противника», против которого может быть использован С-400, констатировал политолог: «Известно, что наибольшая угроза Турции, учитывая ее территориальное расположение, исходит преимущественно из Сирии и Ирана. Однако эти государства являются партнерами России и уже имеют аналогичное вооружение. Так что остается большой загадкой, против кого Анкара планирует использовать С-400».

Также Керим Хас считает, что прошедшие переговоры показали, что между сторонами остаются противоречия по обширной сирийской повестке, включая так называемый «курдский вопрос» и действия Турции в восточном Евфрате. «Что касается позиции Анкары по фигуре Башара Асада и созданию конституционной комиссии в Сирии, то здесь уже не предвидится глубоких проблемных коннотаций. Также можно предположить, что в скором времени начнутся возможные совместные действия России и Сирии с Турцией в Идлибе против террористической организации "Хаят Тахрир аш-Шам"», — резюмировал он.

Главный научный сотрудник Института Европы, востоковед Александр Шумилин согласен, что противоречия в подходе к решению идлибской проблемы у Москвы и Анкара сохраняются. Однако, как ему представляется, в меньше степени это касается «курдского вопроса».

«Расхождения по проблеме Идлиба есть, и это очевидно, — констатировал он в комментарии «Голосу Америки». — Вместе с тем нельзя до конца исключить и совместных российско-турецких действий на этом направлении. Турция пытается уйти от жесткого столкновения в регионе – возможно, посредством вывода группировки, которую она поддерживает, в другое место. В общем, старается как-то удовлетворить требования России, Асада и Ирана».

Но турки пойдут на активные боевые действия в районе Идлиба только в самом крайнем случае, уточнил востоковед. Что касается поставок С-400, то, по его оценке, это очень рискованный шаг для Анкары.

«Он делается Эрдоганом в рамках его политики баланса между Россией и США, турецкий лидер последовательно разыгрывает эту карту. Но это может привести к непредсказуемым последствиям», – заключил Александр Шумилин.

Россия и Турция продолжают координировать свои действия в Сирии, несмотря на серьезные разногласия.

XS
SM
MD
LG