Линки доступности

Иран заявил о получении от России первых комплексов ПВО С-300


С-300
С-300

В Москве это подтвердили, но эксперты полагают, что у Израиля уже нет причин опасаться этого оружия

МОСКВА – 11 апреля официальный представитель МИД Ирана Хосейн Джабери Ансари сообщил журналистам, что Россия осуществила поставку первой партии противовоздушных комплексов С-300 в Иран.

«Ранее мы объявляли, что этот контракт, несмотря на некоторые проволочки в прошлом, находится в стадии выполнения, и сегодня я заявляю, что первая партия этого оборудования уже поступила в Иран, передача другой партии продолжится в будущем» – цитируют российские агентства слова представителя Тегерана.

Российская сторона сначала отказывалась от официальных комментариев: в частности, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на просьбу журналистов подтвердить начало поставок С-300 в Иран ответил, что оставляет это без комментариев.

Однако поздно вечером в понедельник факт начала поставок подтвердил вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин, курирующий сферу торговли оружием. «Да, это поставка осуществляется по логистическому маршруту, составленному российскими и иранскими специалистами. Получив первую партию этих систем, они отзывают свой иск из Международного арбитражного суда против России. В целом с иранским парламентом – Меджлисом отзыв уже согласован» – сообщил Рогозин в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Соединенные Штаты неоднократно возражали против поставок подобных систем Тегерану, о чем на пресс-брифинге в Госдепартаменте США сообщил в понедельник его официальный представитель Марк Тонер.

Российское агентство «Интерфакс» со ссылками на «военно-дипломатический источник» сообщило 11 апреля, что первый полк зенитно-ракетных систем С-300 заступит на боевое дежурство в системе ПВО Ирана летом текущего года, и будет состоять из двух дивизионов С-300. Всего же, по словам источника «Интерфакса», дивизионов С-300 в Иране будет четыре, и их организация будет завершена в течение года. «Техника уже отправлена заказчику. Сейчас завершается подготовка иранских специалистов» – говорится в сообщении «Интерфакса».

Израиль, всегда выражавший громкое несогласие с таким развитием событий, в ответ на новости из Тегерана не сделал каких-либо жестких заявлений. Возможно, так произошло из-за того, что премьер этой страны Беньямин Нетаньяху в ближайшее время приедет в Россию на встречу с президентом Владимиром Путиным, и у него будет возможность обсудить эту проблему лично. Но и относительно спокойная реакция Вашингтона, и отсутствие громкой реакции со стороны руководства Израиля многим наблюдателям показались необычными.

Андрей Кожинов: Официальное беспокойство есть, реального – немного

Независимый военный эксперт Андрей Кожинов, в прошлом – руководитель русского отдела пресс-службы Армии обороны Израиля, говорит в интервью «Голосу Америки», что официальное неприятие сделки России с Ираном по С-300 никуда не делось: «Конечно, если спросить напрямую политическое руководство, то все, конечно, выскажут некие опасения: исторически, когда заходила речь про С-300 и Иран, все очень сильно напрягались, начиная с 2007 года, когда про это было объявлено. Всегда говорилось, что если эта система попадет в Иран, то тогда фактически это отменяет возможность удара по ядерным объектам исламской республики».

Однако, как поясняет эксперт, в последнее время обстановка изменилась, и новые опасности отодвинули проблему С-300 в Иране на второй план: «При наличии С-400 (более нового российского комплекса ПВО – Д.Г.) или хотя бы его компонентов в Сирии в распоряжении российской армии, принимая во внимание, что он развернут, в оперативном смысле эта угроза – больше, поскольку она перекрывает, например, единственный международный израильский аэропорт, по крайней мере, может отслеживать все его рейсы. Но при этом военно-политическое руководство по этому поводу совсем не напрягается, поскольку есть определенного рода договоренности».

Кроме того, Андрей Кожинов высказал предположение, что израильские специалисты могут уже быть знакомы с характеристиками С-300 по некоторым причинам: «С-300 – система уже не новая, и находится в регионе, как минимум, уже у Кипра: комплексы были поставлены в свое время в Грецию, Греция поставила их на греческий Кипр, а с греческим Кипром у Израиля замечательные отношения, мало того – у Израиля проходили с греческим Кипром совместные учения ВВС. Если есть система ПВО, развернутая на греческом Кипре, а израильтяне всегда летают так, чтобы преодолевать потенциальные угрозы, которые находятся в оперативном пространстве, то, наверняка, они летали и при наличии этой системы в оперативном развертывании».

Эксперт отмечает отсутствие реального беспокойства в руководстве Израиля по проблеме С-300 в Иране: «Раньше велись большие дипломатические игры для того, чтобы этого не произошло: Нетаньяху ездил в Москву, и Ариэль Шарон об этом говорил, и другие премьеры, посылали советников по национальной безопасности, фактически с каждым появлением подобного рода информации о том, что сделка может быть заключена либо поставки могут начинаться, обязательно кто-нибудь из израильтян летел в Москву. Сейчас это как-то прошло, что называется, «ниже радара».

Павел Фельгенгауэр: С-300 для Ирана, видимо, «наскребали по сусекам»

Известный российский военный аналитик Павел Фельгенгауэр считает, что заказ для Ирана по С-300 российские поставщики собирали «по сусекам»: «Эти системы уже давно не производятся, и все мощности, которые их производили, уже заняты под производство С-400. Поэтому очевидно, что эти комплексы, эту поставку собирали из того, что уже есть, из разных мест, наверняка, в общем, специально для Ирана ничего делать не стали. Плюс, это очевидно из той скорости, с которой Россия бросилась исполнять давно заключенный контракт».

Специалист по российским вооруженным силам говорит, что, судя по реакции Израиля и США, эти две страны уже давно занимались выработкой какого-то контр-оружия для С-300, и уже могли его сделать: «Видно, что американцы и израильтяне не слишком нервничают, и, возможно, это потому, что они уже знают, как бороться с С-300».

Под «борьбой», поясняет Павел Фельгенгауэр, имеются в виду средства радиоэлектронного подавления ПВО противника, а именно – разработка ракет, которые бы могли уничтожать радары, снабжающие системы ПВО, в том числе и комплексы С-300, сведениями о целях.

Однако, продолжает военный эксперт, С-300 кое-что меняют в балансе сил на Ближнем Востоке: «Очевидно, что если, скажем, Саудовская Аравия захочет действовать против только Ирана своими силами, или в коалиции со своими союзниками, но без поддержки США, то Ирану эти С-300 пригодятся, и он будет более защищен. Вообще же, поставка российских С-300 в Иран – это шаг, скорее, политический, чем военный».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG