Линки доступности

Конгресс в Сочи: на что направлена инициатива Москвы?


Стаффан де Мистура
Стаффан де Мистура

По мнению экспертов, без новой конституции Сирии переход к мирному процессу невозможен

МОСКВА – Договоренность о создании комитета по подготовке новой конституции Сирии стала главным, и, пожалуй, единственным достижением прошедшего в Сочи конгресса сирийского национального диалога, сообщают СМИ.

Форум проводился главным образом по инициативе Москвы при сдержанной поддержке Тегерана и Турции. Он собрал около полутора тысяч участников, настроенных, в основном, пророссийски. На нем присутствовал спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура.

Но его бойкотировали крупнейшие оппозиционные группировки, борющиеся с режимом Башара Асада, и в нем отказались участвовать представители США, Франции и Великобритании и ряда других стран.

Ранее, поясняя позицию Вашингтона в связи с конгрессом сирийского национального диалога в Сочи, официальный представитель Государственного департамента Хизер Нойерт заявила о приверженности США Женевскому мирному процессу, который проводится под эгидой ООН и является «золотым стандартом» в сирийском урегулировании. Нойерт также напомнила, что Россия в свое время обещала содействие в привлечении к женевским переговорам представителей сирийского режима.

Как передавала New York Times, большая часть сирийских повстанческих группировок не поехала в Сочи, а те, что прилетели, отказались покинуть местный аэропорт в знак протеста против размещенной на баннерах конференции символики асадовского режима.

«Некоторые делегаты заявили, что в выработке предложений нет смысла, потому что итоговое коммюнике конгресса в основном согласовано еще до его начала. Многие привезли пустые чемоданы, чтобы набить их российскими товарами и потом продать дома, и распорядок дня был почти поровну поделен между переговорами и едой», – говорится в статье.

Тем не менее, по словам Де Мистуры, он настроен сделать комитет реальной структурой, которая должна начать свою работу на площадке Женевы.

Директор Центра анализа ближневосточных конфликтов, сотрудник Института США и Канады Александр Шумилин считает конгресс хорошей попыткой в смысле желаний, которые лежали в основе официально провозглашаемой идеи его созыва. Однако, по мнению политолога, в силу того, что инициатива исходила преимущественно из России при пассивном содействии Ирана и Турции, затея была обречена на неуспех.

«Отсюда и отношение к конгрессу, и весьма скудная широта представительства оппозиции на нем, – добавил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Реальные оппозиционные силы не сочли возможным участвовать в форуме именно потому, что он организовывался преимущественно под российским покровительством. Они настаивают на мероприятиях под эгидой ООН. В результате все увидели, что образ России среди сирийцев не всегда самый положительный».

По данным СМИ, речь министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, открывавшего работу конференции, однажды перебили репликой из зала, суть которой сводилась к призыву России прекратить бомбежки сирийского народа.

По мнению Александра Шумилина, конгресс отразил стремление российской стороны оживить переговорный процесс по Сирии «при наличии тупиков в двух других процессах – Женеве и Астане»: «Потому что иначе Россия все больше и больше погружается в безысходность, которую порождает сирийская ситуация. И конгресс, в общем, продемонстрировал бесперспективность усилий в этом направлении. Решение по созданию конституционной комиссии было продавлено с большим трудом даже при таком скудном представительстве действительно оппозиционных сил и вызвало много дебатов».

Кроме того, директор Центра анализа ближневосточных конфликтов признался, что ему не понятно, в каком виде комиссия по подготовке сирийской конституции возникнет под эгидой ООН в Женеве.

«Многое будет зависеть от де Мистуры и его группы, как они будут относиться к этой комиссии – всерьез или не очень, как будут ее формировать дальше, уже на площадке в Женеве, будут ли кооптировать представителей реальной оппозиции в комиссию и согласятся ли они входить в этот орган. Пока мы видели, что многие руководящие органы конгресса формировались чисто пророссийскими фигурами (читай: проасадовскими)», – резюмировал он.

Среди положительных моментов Александр Шумилин отметил заявление конгресса, где, «хотя в общих фразах, но в правильном направлении сформулированы основные задачи, а главное – никак не упоминается Башар Асад. Последнее, по оценке эксперта, весьма важно.

В свою очередь, завсектором международных вопросов Центра арабских исследований Института востоковедения РАН профессор Ирина Звягельская в комментарии «Голосу Америки» заметила, что изначально возникал вопрос, зачем нужен был этот конгресс, поскольку существовали диаметрально разные подходы к решению основных проблем, и далеко не вся оппозиция согласилась ехать в Сочи. Однако, как кажется востоковеду, конгресс все-таки был необходим.

«Естественно, он нужен не как совершенно отдельный от мирных переговоров процесс, а как некий параллельный процесс на уровне представителей различного рода организаций, общин и так далее, – пояснила она. – Ведь в Сочи собрались не просто оппозиция и правительство, которые сидят друг напротив друга, а люди, представлявшие интересы общин или отдельных населенных пунктов. Это те, кого на самом деле негде больше услышать».

Что касается решений конгресса, как представляется Ирине Звягельской, самым главным стало появление перспективы по усилению работы над новой сирийской конституцией: «В принципе, такие попытки уже делались, но они не принесли результатов. Но это основной вопрос. Если мы хотим попытаться соблюсти резолюцию 2254 (Совбеза ООН) и претворить ее в жизнь, то там главный упор делается на переходный период. А без изменения конституции обеспечить его невозможно. Потому что по нынешней конституции президент имеет колоссальные полномочия и права, и представить себе, что он сделает все, чтобы затормозить процесс, вполне себе можно».

Резолюция 2254 СБ ООН в поддержку венских договоренностей по мирному урегулированию конфликта в Сирии предусматривала вступление в переговоры представителей сирийской оппозиции и правительства Асада еще в январе 2016 года. Что, по идее, должно было привести к формированию правительства, принятию конституции и проведению всеобщих выборов в течение последующих 18 месяцев.

В то же время профессор затруднилась сказать, насколько реализуемы планы мирного урегулирования в Сирии.

«Порой мы возлагаем очень большие надежды на этот процесс, но он идет очень трудно. И я не уверена, что все решения (сочинского) конгресса будут воплощены в жизнь. Однако, как говорится в фильме «Пролетая над гнездом кукушки», я хотя бы попробовал. Посмотрим, что из всего этого получится», – заключила Ирина Звягельская.

Критики конгресса на Западе утверждают, что Россия в союзе с Турцией и Ираном попыталась если не заменить, то ослабить ООН в роли миротворца, при этом Москва целенаправленно действует в интересах режима Башара Асада.

XS
SM
MD
LG