Линки доступности

«Ингушское дело»: расследование или преследование?


По мнению адвокатов участников протестов, дело носит характер политического процесса

Дальнейшее игнорирование судьбы арестованных участников протестных акций в Ингушетии способно привести к росту социальной напряженности в республике и свести на нет все усилия по стабилизации в ней ситуации.

С таким предупреждением к новому главе Ингушетии Махмуд-Али Калиматову обратились в открытом письме видные общественные деятели республики.

Прежний руководитель Ингушетии Юнус-Бек Евкуров ушел в отставку как раз на волне массовых протестов в республике, при крайне низком собственном рейтинге доверия среди земляков, но затем был назначен заместителем министра обороны РФ, 12-м по счету.

Письмо подписано Мусой Мальсаговым, Исмаилом Нальгиевым, Зарифой Саутиевой, Барахом Чемурзиевым и Багаудином Хаутиевым. Все они находятся под стражей с весны нынешнего года по сфабрикованным, как считают они сами, обвинениям. Их послание представил на пресс-конференции, прошедшей в среду в правозащитном центре «Мемориал», адвокат Магомед Абубакаров.

«За восемь месяцев следствие не нашло ни одного доказательства нашей причастности к фактам насилия в отношении представителей власти, – говорится в письме. – Тем не менее, нас продолжают удерживать в изоляции от общества и от наших семей. Мы – это руководители общественных организаций, преподаватели, пенсионеры, юристы, работники культуры».

По словам авторов послания, они не совершили преступления, однако с ними обращаются как с государственными преступниками. Всего по «ингушскому делу» арестовано и находится под следствием свыше трех десятков человек.

Обострение обстановки в республике произошло после того как Евкуров и глава Чечни Рамзан Кадыров подписали соглашение об изменении границ между субъектами. Ситуацию усугубило стремление ингушских властей во что бы то ни стало переписать местное законодательство для придания легитимности «сделке». Все это вызвало взрыв негодования в республике и послужило началом противостояния.

Весной нынешнего года в столице республики Магасе прошел согласованный митинг. Неожиданно бойцы Росгвардии, в основном из числа прикомандированных, пошли со щитами в наступление на протестующих, среди которых были пожилые люди и женщины. Хоть немного зная менталитет местной молодежи, нетрудно было предсказать их реакцию. Завязались столкновения. Позже в Ингушетии провели массовые задержания активистов, многих из которых обвинили в применение насилия к представителям власти.

На состоявшейся в «Мемориале» пресс-конференции «Как фабрикуется уголовное дело о столкновении с силовиками в Ингушетии» адвокаты арестованных заявили, что следствие ведется с грубейшими нарушениями уголовно-процессуальных норм закона и привели массу примеров в подтверждение того. В частности, всем обвиняемым факт задержания оформили не в Магасе, где и происходили события, а в Нальчике, столице Кабардино-Балкарии, что уже само по себе абсурд и должно послужить основанием для отмены в возбуждении уголовных дел.

Адвокат Алексей Мирошниченко заметил, что весь ход дела явно указывает на выполнение некого заказа, при исполнении которого следователи зачастую не придерживаются «даже видимости соблюдения УПК».

«Все наши подзащитные привлечены к уголовной ответственности по обвинению, не сформулированному должным образом и без надлежащего правового основания. Это позволяет сделать вывод о незаконности применения к ним любых форм мер пресечения», – констатирует он.

Адвокаты также посетовали на то, что их жалобы и ходатайства повсеместно игнорируются, а обвиняемых размещают под стражей где угодно, только не в Ингушетии, по принципу: чем дальше от республики, тем лучше. Это приводит к неоправданному затягиванию следствия и другим издержкам.

Как рассказал адвокат Джабраил Куриев, председатель Совета тейпов ингушского народа Малсаг Ужахов (1952 года рождения) страдает рядом серьезных хронических заболеваний, и перевозки в автозаке на длительные расстояния губительны для него. Тем не менее, Ужагова регулярно отправляли в «стаканчике», причем по самым незначительным поводам, не требующим его личного присутствия, на 200 и более километров.

«По заключению медиков, Малсагу в поездках необходимо сопровождение врачей, но это никого не останавливает, – добавил он. – В последний раз его неоднократно тошнило в дороге, и машину приходилось останавливать. Сам он воспринимает это как пыточные условия и считает, что его хотят надломить физически».

Магомед Абубакаров в интервью «Голосу Америки» назвал сопровождаемые бесчисленными нарушениями закона действия следственных и судебных органов в отношении участников протестов «исключительно политическим процессом».

«Они (власти) преследуют и судят ни их, а нас с вами, лишая каждого права на свободу самовыражения. Так происходит не только на территории республики, но и по всей стране. Это акт устрашения. Мы видим, что власти чего-то боятся, хотя я не знаю, почему надо бояться, если люди мирно выходят и открыто высказывают свое мнение», – резюмировал он.

Вместе с тем адвокаты выразили надежду на то, что репрессии в отношении их подзащитных прекратятся, и те выйдут на свободу.

XS
SM
MD
LG